Романизирующая батальная сцена из мероитского храма Абу Эртейлы (Судан): сравнительный анализ

В. З. Куватова
Автор:
Объём:
13 с.
Аннотация:
В настоящей работе исследуется батальная сцена, найденная в 2017 г. на стене в одном из помещений мероитского храма в Абу Эртейле (Республика Судан), исследуемого Российскоитальянской археологической экспедицией (Институт востоковедения РАН - IsMEO). Стиль композиции явно проистекает из традиций римского и романизирующего греческого искусства конца I в. до н. э. - II в. н. э. На основании важных иконографических деталей в работе предлагается интерпретация сюжета как битвы гладиаторов. Репрезентации таких битв со сходной фризовой композицией встречаются на памятниках Апеннинского полуострова и Восточного Средиземноморья. Изображение удлиненного прямоугольного щита- скутума , имеющего италийское происхождение, фактически исключает возможность мифологической интерпретации сцены. Вместе с тем ряд иконографических особенностей выделяет роспись Абу Эртейлы из ряда таких памятников. В первую очередь, удивляет крайний лаконизм в трактовке оружия, средств защиты и одежды гладиаторов. Тщательная визуализация снаряжения гладиаторов играла важную роль в силу специфического символизма гладиаторских боев. Небрежность в этом вопросе могла означать как отсутствие удобных моделей для копирования, так и отсутствие у заказчиков интереса к «классическому» римскому символизму сюжета. Складывается впечатление, что роспись Абу Эртейлы тяготеет к иконографическому типу, сформировавшемуся на эллинизированном Востоке. Если западная, римская трактовка сосредоточена на моменте ожидания победителем решения толпы о судьбе побежденного, восточная, напротив, тяготеет к изображению яростной битвы и тесного физического контакта сражающихся гладиаторов. Для римского мира гладиаторские игры символизировали римскую власть и порядок, что проявлялось через роль зрителей в решении судьбы побежденного. Эллинизированный Восток воспринимал их как одну из форм элитарных состязаний, реализации героического начала.
Ключевые слова:
гладиаторские бои, искусство Судана, Мероитское царство, римская живопись, романизация Мероэ, art of Sudan, gladiatorial games, Meroitic Kingdom, Roman painting, Romanization of Meroe
Язык текста:
Русский
Сведения об источнике:
Вестник Института востоковедения РАН. – : Институт востоковедения Российской академии наук, 2019. – № 4 (10). – С. 78–90.
Электронная версия:
Перейти
Дата публикации: