- Заглавие:
Психология осознанной саморегуляции
- Автор:
Моросанова В. И.
- Объём:
27 с.
- Аннотация:
Актуальность исследований осознанной саморегуляции обусловлена повышением неопределенности существования человека в изменяющемся мире. Современные ФГОСы ориентируют педагогов на создание условий обучения, способствующих достижению обучающимися, наряду с личностными и когнитивными, также и регулятивных метарезультатов. Цель. Рассмотреть представления об осознанной саморегуляции на основных этапах развития научной школы психологии саморегуляции в связи с созданием и реализацией различных подходов к ее исследованию. Результаты. Вскрыты исторические корни и выделены основные этапы становления научных представлений об осознанной саморегуляции; проанализированы основные положения, предмет и методы соответствующих этим этапам структурно-функционального, субъектного, дифференциального и ресурсного подходов к исследованиям саморегуляции. Приведены в обобщенной форме результаты, верифицирующие каждый из этих подходов. Выводы. Осознанная саморегуляция является управляющим метаресурсом, включающим универсальные и специальные регуляторные компетенции, обеспечивающие осознанное выдвижение целей и управление их достижением. От развития регуляторных компетенций зависит успешность получения образовательных и профессиональных результатов, а также решение широкого круга задач жизнедеятельности, таких как субъектное и личностное саморазвитие, профессиональное самоопределение, поддержание психологического благополучия и безопасности в ситуациях неопределенности. Перспективным представляется развитие представлений о возрастном становлении общей способности к саморегуляции и ее роли в социальном взаимодействии людей в современных условиях.
- Ключевые слова:
дифференциальный подход, метаресурс, неопределенность, образование, осознанная саморегуляция, профессиональное самоопределение, психологическое благополучие, регуляторные компетенции, ресурсный подход, саморазвитие, успешность
- Язык текста:
Русский
- Сведения об источнике:
Теоретическая и экспериментальная психология. – 2022. – Т. 15, № 3. – С. 57–83.
- Электронная версия:
- Перейти
Библиографический источник
Психология осознанной саморегуляции
от истоков к современным исследованиям / В. И. Моросанова