Библиографический источник

Прорыв к трансцендентному

новая онтология ХХ века / П. П. Гайденко

Заглавие:

Прорыв к трансцендентному

Автор:
Место издания:

Москва

Издатель:

Республика

Дата издания:
Объём:

495 с.

Серия:

Философия на пороге нового тысячелетия

Сведения о библиографии:

Библиогр.: с. 481-488.

ISBN:

5-250-02645-1

Сведения о содержании:

Содерж.: Предисловие; I. ТРАГЕДИЯ ЭСТЕТИЗМА. О миросозерцании Сёрена Киркегора; Сёрен Киркегор — экзистенциальный мыслитель; 1. Киркегор об экзистенциальном характере истины; 2. Биография Киркегора и ее интерпретации; 3. Разрыв с Региной Ольсен. Антиномия этического и эстетического; 4. Тайна псевдонимов; 5. Ирония как способ человеческого существования; 6. Ирония и эстетизм; Эстетизм как тип миросозерцания; 1. Эстетическое и нравственное в философии Канта; 2. Противоречие "прекрасной нравственности" в мировоззрении Шиллера; 3. Шеллинг как систематик эстетического миросозерцания; Диалог красоты и добра; 1. Романтический эстетизм как жизненная позиция; 2. Эстетик глазами этика, или эстетизм без иллюзий; 3. Выбор как средство преодоления эстетической непосредственности; 4. Различие между киркегоровской и кантовской этикой; Демонический эстетизм и религия абсурда; 1. Дон Жуан и Фауст — две стадии демонического эстетизма; 2. Музыка как медиум демонической чувственности; 3. Трагическая вина как источник демонического эстетизма; 4. Киркегор и Достоевский; 5. Рыцарь веры — Авраам; Ирония как экзистенциальная истина Киркегора; II. ПАРАДОКСЫ СВОБОДЫ В РОМАНТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ (Фихте, Шеллинг, Киркегор); 1. Свобода как самоограничение и преступление границы; 2. Свобода как трагическая вина; 3. Свобода как метафизический страх; 4. От Киркегора — к Фрейду; III. УЧЕНИЕ КАНТА И ЕГО ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ; 1. М. Хайдеггер: познание есть созерцание. Конечность человеческого созерцания; 2. Чувственность и рассудок как модусы трансцендентальной способности воображения; 3. Временность — онтологическая структура трансцендентальной субъективности; 4. Устранение Хайдеггером надвременного единства трансцендентальной апперпепции — искажение смысла учения Канта; 5. К. Ясперс: кантовская "вещь в себе" и "объемлющее"; 6. Проблема свободы у Канта и Ясперса. IV. ЧЕЛОВЕК И ИСТОРИЯ В ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ К. ЯСПЕРСА; 1. Коммуникация и ее виды; 2. Экзистенция: произвол или свобода?; 3. Осевая эпоха и рождение "философской веры"; 4. Трагедия как "незнающее знание". Критика Ясперсом пантрагизма; V. ТАЙНА БЫТИЯ. М. ХАЙДЕГГЕР О СУЩНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ; 1. Критика субъективизма новоевропейской философии искусства; 2. Произведение искусства как сокровенность явленного; 3. Хайдеггер и Мейстер Экхарт; VI. М. ХАЙДЕГГЕР: ОТ ИСТОРИЧЕСКОЙ ГЕРМЕНЕВТИКИ К ГЕРМЕНЕВТИКЕ БЫТИЯ; 1. Проблема достоверности в феноменологической школе; 2. Что такое феномен; 3. Критика Декарта: определение человека как cogito упускает из виду его sum; 4. Выявление допредикативных структур сознания. М. Шелер, В. Дильтей, Э. Кассирер; 5. Сущее, которому открыто его бытие. Герменевтичность тут-бытия; 6. "Поворот" Хайдеггера: вопрос о бытии, которое не есть бытие сущего; 7. История сквозь призму эсхатологии человеческого существования; 8. Историческая герменевтика. М. Хайдеггер и Р. Бультман; 9. Онтологическая герменевтика. М. Хайдеггер и Г. Отт; VII. ФИЛОСОФСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА. ОТ ФР. ШЛЕЙЕРМАХЕРА К Г. ГАДАМЕРУ; 1. Фр. Шлейермахер. Герменевтика как искусство понимания чужой индивидуальности; 2. В. Дильтей. Герменевтика как метод познания исторических наук; 3. Г. Риккерт. Сфера значений как условие возможности понимания; 4. Феноменологическая школа. "Горизонт" как "предварительное понимание" ("Vorverstandnis"); 5. М. Шелер и проблема понимания чужого Я; 6. М. Хайдеггер. Понимание и язык; 7. Э. Бетти. Возрождение герменевтики как метода постижения духовных образований; 8. Г. Гадамер. Герменевтика как учение о бытии; 9. Герменевтический круг и проблема предрассудка; 10. Диалектическая герменевтика, или игровая концепция культуры и искусства; 11. Г. Гадамер, Ю. Хабермас, Э. Хайнтель и другие: дискуссии о герменевтике; VIII. ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ В ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ Н. А. БЕРДЯЕВА; 1. Личность есть свобода; 2. "По ту сторону добра и зла". Бердяев и Ницше; 3. "В Христе все в известном смысле дозволено"; 4. Бытие как зло. Мистический революционаризм Бердяева; 5. Люциферический характер свободы; ПОЧЕМУ ПРОБЛЕМА БЫТИЯ ТАК АКТУАЛЬНА СЕГОДНЯ? (Вместо заключения); ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА; УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН.

Аннотация:

Данная книга - плод многолетнего труда П.П.Гайденко, философа, известного как в нашей стране, так и за рубежом своими исследованиями экзистенциальной тематики. Автор рассматривает своеобразие онтологии, в центре которой проблема человеческого существования, обретающего свою свободу и свой смысл в прорыве к трансцендентному запредельному и непостижимому началу всего сущего. В книге анализируется трагический опыт конечного существования С.Киркегора, экзистенциальная философия М.Хайдеггера, К.Ясперса, Н.А.Бердяева, герменевтика В.Дильтея, М.Шелера, Г.Гадамера, Ю.Хабермаса и др. Издание рассчитано на читателей, интересующихея проблемами философии и теории культуры.

Рубрики:

Трансцендентное(филос.), Философия

Язык текста:

Русский

Дата публикации:
Дата публикации: