Библиографический источник

Политико-правовые идеи досократиков: предпосылки возникновения и развитие

Д. И. Луковская, Н. В. Разуваев

Заглавие:

Политико-правовые идеи досократиков: предпосылки возникновения и развитие

Автор:
Объём:

21 с.

Аннотация:

В статье прослеживается эволюция политико-правовых учений досократиков, формирование которых предлагается датировать VII-VI вв. до н. э., а завершение их эволюции - первой половиной IV в. до н. э. В этих хронологических рамках выделяются два периода в развитии политико-правовой мысли досократиков: 1) ранний (ок. 600-460 гг. до н. э.), включающий концепции милетской школы натурфилософов, элеатов, пифагорейцев, Гераклита и др., и, в противовес распространенным историко-философским интерпретациям, 2) поздний (460-360 гг. до н. э.), к которому могут быть отнесены учения софистов и Демокрита. Важнейшая тенденция в эволюции политико-правовых взглядов досократиков, как показано в статье, состояла в демифологизации, деперсонализации и рационализации основополагающих категорий, прежде всего категории справедливости (дике). В натурфилософских системах первых досократиков мифологический образ богини Дике постепенно трансформируется в понятие вселенского закона - одновременно природного и социального, в том числе юридического. Однако намечается и осознание различия между этими законами, которое, по мнению авторов, получает углубленное обоснование только у поздних досократиков. Право и государство, как и иные изобретения человеческого разума (речь, язык, письменность, счет), начинают рассматриваться в качестве явлений, существующих не «по природе», а «по установлению». Основную заслугу в такой «антропологической» переориентации древнегреческой мысли авторы связывают не только с именем Сократа, но и с идеями софистов. Вместе с тем, полагают авторы, проблема соотношения естественных и волеустановленных начал в политико-правовых институтах оказывается на переднем плане только в творчестве Демокрита, в то же время выступившего с решительной критикой присущего софистам радикального субъективизма, а также гносеологического и этического релятивизма. Анализ в статье взглядов досократиков приводит авторов к выводу, что в их учениях, во-первых, были заложены концептуальные основы юснатуралистического правопонимания, сохранившего свою актуальность вплоть до настоящего времени, а во-вторых, впервые наметилось направление дальнейшего развития античной правовой и политической мысли классической (V-IV вв. до н. э.) и эллинистическо-римской (IV-III вв. н. э.) эпох.

Ключевые слова:

демифологизация, досократики, закон, мифология, полис, политико-правовые учения, природа, рационализация, справедливость, demythologization, justice, law, mythology, nature, polis, political and legal doctrines, presocratics, rationalization

Язык текста:

Русский

Сведения об источнике:

Известия высших учебных заведений. Правоведение. – 2014. – № 6 (317). – С. 236–256.

Электронная версия:
Перейти
Дата публикации:
Дата публикации: