- Заглавие:
Петергофская дорога
- Автор:
Горбатенко С. Б.
- № и название тома:
Ораниенбаумский историко-ландшафтный комплекс
- Место издания:
Санкт-Петербург
- Издатель:
Дмитрий Буланин
- Дата издания:
2001
- Объём:
442, [1] с., [1] л. к.
- Сведения о библиографии:
Библиогр. в примеч.
- ISBN:
5-86007-242-2
- Аннотация:
Употребляя понятие «Петергофская дорога», мы имеем в виду не только коммуникацию, протянувшуюся вдоль побережья Финского залива от Петербурга в сторону Красной Горки. В первую очередь это сорокакилометровая система приморских императорских резиденций и частных усадеб, цепь дворцов, садов и парков, художественно организованная линейная градостроительная структура, равной которой нет, возможно, в мире. В истории отечественной культуры Петергофская дорога занимает совершенно особое место прежде всего потому, что все множество составляющих ее имений возникло практически одновременно, в результате царского указа. Здесь мы имеем дело с целенаправленно сформированной системой больших и малых ансамблей, связующим стержнем которых стала приморская трасса. Она обеспечила их восприятие в движении, во всем разнообразии сменяемых картин и богатстве впечатлений. В системе ансамблей Петергофской дороги важнейшую роль играет регламентирующее начало, присущая Петербургу тяга к регулярности. Сама конфигурация земельных участков, узких и вытянутых в глубь материка, совершенно необычна: на планах они напоминают клавиши гигантского рояля. Как правило, усадебные комплексы располагались в двухстах метрах друг от друга, задавая четкий ритм развертывания панораме побережья. Его дополняли мощные доминанты императорских резиденций. Дачи по Петергофской дороге были известны не только своими архитектурными достоинствами и роскошью садов. Их владельцами были представители высшей аристократии, люди, оставившие большой след в русской истории, — государственные деятели, дипломаты, полководцы и флотоводцы. Здесь во второй половине XIX — начале XX в. проводили свой отдых многие петербуржцы, в том числе художники, писатели, поэты. Петергофская дорога, основанная Петром I в 1710 г., — фактически ровесница Санкт-Петербурга. Но если Петербург в глазах наших современников сохранил свой образ «северной столицы» и приобрел всемирную славу, то Петергофскую дорогу (равно как и многие другие уникальные исторические ландшафты окрестностей города) чаще всего представляют лишь некоторые, наиболее известные дворцово-парковые ансамбли. Когда-то целостная, ландшафтно-градостроительная система столичной агломерации ныне распалась; процессы урбанизации наносят ущерб не только экологической обстановке, но и эстетике пейзажа, ценнейшим усадебным ансамблям, которые некогда были символом гармоничного сосуществования человека и природы. Одна из главных причин этого — низкий уровень нашей ландшафтной и экологической культуры, незнание истории собственного края, который нам нередко заменяют лишь «исторический центр города» и несколько избранных «музеев-заповедников». Главная цель данной работы — изучение западного участка Петергофской дороги, наименее исследованного, но в значительной степени сохранившего исторические качества своего ландшафта.
- Рубрики:
История -- Российская Федерация -- Ленинградская обл. -- Ломоносов, город -- Памятники, История архитектуры -- Русская архитектура городов -- Санкт-Петербург, город -- Архитектура окрестностей города, Российская Федерация -- Ленинградская область -- Краеведческая характеристика, Жилые здания -- Одноквартирные дома -- Особняки, дачи, виллы -- История архитектуры -- Русская архитектура 18 - 1 пол. 19 в.
- Язык текста:
Русский
Библиографический источник
Петергофская дорога
С. Б. Горбатенко