Библиографический источник

«Наше главное совместное произведение»: из истории создания «Женщины без тени» Рихарда...

Н. О. Власова

Заглавие:

«Наше главное совместное произведение»: из истории создания «Женщины без тени» Рихарда Штрауса - Гуго фон Гофмансталя

Автор:
Объём:

22 с.

Аннотация:

В статье на основе переписки Рихарда Штрауса и Гуго фон Гофмансталя, а также других документальных источников подробно освещается сложный и длительный процесс создания оперы «Женщина без тени», от первых набросков либретто (1910) до премьеры в 1919 году. Эта опера, которой оба соавтора придавали огромное значение, может рассматриваться как их совместный opus magnum, которому присущи итоговые черты. Гофмансталь очень долго и тщательно работал над либретто, объединив в нем множество источников, сюжетных мотивов, цитат, отсылок к различным текстам европейской культуры. Созданная им волшебная сказка, изобилующая символами, аллегориями и театральными «чудесами» и вместе с тем заключающая в себе высокую этическую идею, наследует традициям барочного и классицистского театра. Сочиненной на этой основе опере Штрауса также свойствен обобщающий, суммирующий характер. По разнообразию и богатству выразительных средств эта масштабная партитура беспрецедентна для всего предшествующего творчества композитора. Она объединяет в себе как композиционные новации его экспрессионистских опер («Саломея», «Электра»), так и детализированность, камерность письма и новую трактовку голоса, найденные в «Ариадне на Наксосе». Одновременно «Женщина без тени» подводит итог развитию оперного театра начиная с Вагнера. С одной стороны, воздействие Вагнера (и, конкретно, его последней музыкальной драмы «Парсифаль») в штраусовской партитуре несомненно. С другой-«Женщина без тени» венчает развитие жанра «сказочной оперы», который переживал расцвет в немецкоязычных странах после Вагнера и считался плодотворной альтернативой оперной продукции многочисленных вагнеровских подражателей. Штраус и Гофмансталь поднимают «сказочную оперу», расцветшую на непритязательном фольклорном материале, до уровня высоких философско-этических обобщений и тем самым словно возвращают ее к метафизическим вагнеровским первоистокам. Таким образом «Женщина без тени», поставленная уже после Первой мировой войны, становится последней вершиной немецкой романтической оперы, объединяющей ее разнонаправленные тенденции.

Ключевые слова:

"Женщина без тени", вагнеровская музыкальная драма, Гуго фон Гофмансталь, история создания, переписка, Рихард Штраус, романтическая опера, сказочная опера, "Die Frau ohne Schatten", correspondence, history of creation, Hugo von Hofmannsthal, Marchenoper, Richard Strauss, Romantic opera, Wagnerian music drama

Язык текста:

Русский

Сведения об источнике:

Научный вестник Московской консерватории. – 2020. – № 2 (41). – С. 92–113.

Электронная версия:
Перейти
Дата публикации:
Дата публикации: