Библиографический источник

Анатомические коллекции Кунсткамеры Императорской Академии наук в Музее антропологии и...

А. Б. Радзюн, М. В. Хартанович

Заглавие:

Анатомические коллекции Кунсткамеры Императорской Академии наук в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН в XX–XXI вв.

Автор:
Объём:

21 с.

Аннотация:

Анатомическая коллекция голландского анатома Фредерика Рюйша была создана в конце XVII в. и куплена царём Петром I в 1717 г. Сочетая в себе виртуозность препарирования и художественность оформления препаратов, она представляла собой объёмный атлас анатомии человека, предназначенный для широкой аудитории. К первому десятилетию XVIII в. относится и начало собирания непосредственно российской коллекции препаратов врождённых пороков развития человека и животных. Самые первые препараты были привезены из московского аптекарского приказа для централизованного хранения в Кунсткамере и изучения анатомами Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге. Уже три столетия анатомическое собрание хранится и показывается в музее Академии наук Кунсткамере - современном Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого. Если произведения известного голландского анатома сохранялись как законченная единая систематизированная авторская коллекция, то российская тератологическая коллекция пополнялась и использовалась для морфологических анатомических и, позднее, рентгенологических исследований вплоть до первой трети ХХ в. В статье впервые прослеживается история анатомического собрания Кунсткамеры на протяжении ХХ - начала XXI в. Благодаря научным интересам К.Э. фон Бэра в области физической антропологии и собранной им первоначальной краниологической коллекции Анатомический кабинет Академии наук был преобразован в отдел Антропологии и стал одним из фундаментов Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого. Исходя из специализации музея в ХХ в., исследования в области анатомии стремительно уступали место этнической и исторической антропологии, работам по популяционной морфологии черепа и пост-краниального скелета. Однако музейно-историческое значение анатомического собрания как непременной части экспозиции о создании Кунсткамеры и первых научных коллекциях в России продолжало укрепляться. Развитие зарубежной выставочной деятельности в музее начала ХХI в. позволило части коллекции Фредерика Рюйша вновь оказаться на выставках в Голландии и других странах Европы, что оживило интерес европейских историков науки к этой коллекции. Цифровые технологии обеспечили доступ к памятникам анатомии во всемирной информационной сети. Отдельное внимание авторы статьи стремились уделить специалистам, работавшим с анатомическим собранием Кунсткамеры в ХХ-XXI вв.

Ключевые слова:

анатомическая коллекция Кунсткамеры, анатомическая экспозиция Кунсткамеры, тератологическая коллекция Кунсткамеры, Фредерик Рюйш, Frederik Ruysch, Kunstkamera's anatomical collections, Kunstkamera's anatomical exposition, Kunstkamera's teratological collection

Язык текста:

Русский

Сведения об источнике:

Историко-биологические исследования. – 2021. – Т. 13, № 3. – С. 7–27.

Электронная версия:
Перейти
Дата публикации:
Дата публикации: