Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЫМЫЯХТА́ХСКАЯ КУЛЬТУ́РА

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 195

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. М. Дьяконов
Ымыяхтахская культура. Керамический сосуд с проколами в верхней части и "рубчатыми" отпечатками. Стоянка Парк культуры в черте г. Якутск. Музей археологии, этнографии и истории Высшей школы Северо-Вос... Фото В. М. Дьяконова

ЫМЫЯХТА́ХСКАЯ КУЛЬТУ́РА, ар­хео­ло­гич. куль­ту­ра в ос­нов­ном позд­не­го не­о­ли­та (3–2-е тыс. до н. э.) гл. обр. на тер­ри­то­рии Яку­тии, до по­лу­ост­ро­вов Тай­мыр и Чу­кот­ка, се­ве­ра За­бай­ка­лья и При­бай­ка­лья. Жи­ли­ща ре­кон­ст­руи­ру­ют­ся как по­кры­тые шку­ра­ми чу­мы или на­зем­ные кар­кас­ные по­строй­ки, кры­тые бе­рё­зо­вой ко­рой, при­жа­той сни­зу кам­ня­ми. Грун­то­вые (ино­гда с ка­мен­ны­ми ящи­ка­ми и пе­ре­кры­тия­ми из плит) тру­по­по­ло­же­ния вы­тя­ну­ты на спи­не, го­ло­вой ори­ен­ти­ро­ва­ны в осн. вверх по те­че­нию ре­ки; час­то с бо­га­тым ин­вен­та­рём. Ха­рак­тер­на круг­ло­дон­ная ке­ра­ми­ка с «ва­фель­ны­ми» или «руб­ча­ты­ми» от­пе­чат­ка­ми, про­чер­чен­ны­ми пе­ре­кре­щи­ваю­щи­ми­ся ли­ния­ми, зиг­за­га­ми, тре­уголь­ни­ка­ми, поя­ском про­ко­лов в верх­ней час­ти; в тес­те, кро­ме ми­нер. до­ба­вок, – шерсть жи­вот­ных, трá­вы, хвоя. Из кам­ня из­го­тав­ли­ва­ли на­ко­неч­ни­ки стрел (по­ка­за­тель­ны уд­ли­нён­но-тре­уголь­ные с дву­сто­рон­ней струй­ча­той ре­ту­шью, пло­ские че­реш­ко­вые) и ко­пий, скреб­ки, рез­цы, вкла­ды­ши, но­жи, аб­ра­зи­вы, то­по­ры, тёс­ла и др.; из кос­ти (как и из кам­ня) – 3- и 4-гран­ные на­ко­неч­ни­ки стрел (в т. ч. с че­реш­ком) и др. Из­вест­ны неф­ри­то­вые коль­ца, кос­тя­ные пла­сти­ны дос­пе­хов и щи­тов, на фи­на­ле Ы. к. – им­порт­ные брон­зо­вые или мед­ные из­де­лия. На на­скаль­ных рос­пи­сях (крас­ной ох­рой) осн. изо­бра­же­ния – че­ло­ве­ка. Ос­но­ва хо­зяй­ст­ва – охо­та гл. обр. на ко­пыт­ных при уси­ли­ваю­щей­ся ро­ли ры­бо­лов­ст­ва.

Ы. к. сло­жи­лась в бас­сей­не Ср. Ле­ны на ба­зе при­шлых в осн. из За­бай­ка­лья тра­ди­ций; на се­ве­ро-вос­то­ке при­ня­ла уча­стие в фор­ми­ро­ва­нии усть-бель­ской, древ­не­ко­ряк­ской, сев.-чу­кот­ской и др. куль­тур; на за­па­де про­дви­же­ние её но­си­те­лей дос­ти­га­ло Боль­ше­зе­мель­ской тун­д­ры. На сев. зем­лях Яку­тии изо­ля­ты Ы. к. со­хра­ня­лись до Сред­не­ве­ко­вья (су­гун­нах­ская пе­ре­жи­точ­но-ымы­ях­тах­ская куль­ту­ра). Не­ко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли свя­зы­ва­ют Ы. к. с пред­ка­ми юка­ги­ров, дру­гие счи­та­ют по­ли­эт­нич­ной (в т. ч. ком­по­нен­ты куль­тур пред­ков чук­чей, ко­ря­ков, эс­ки­мо­сов). По дан­ным ан­тро­по­ло­гии, суб­страт её но­си­те­лей про­сле­жи­ва­ет­ся у яку­тов.

Лит.: Мо­ча­нов Ю. А. Мно­го­слой­ная сто­ян­ка Бель­ка­чи I и пе­рио­ди­за­ция ка­мен­но­го ве­ка Яку­тии. М., 1969; Фе­до­сее­ва С. А. Ымы­ях­тах­ская куль­ту­ра Се­ве­ро-Вос­точ­ной Азии. Но­во­сиб., 1980; Коч­мар Н. Н. Пи­са­ни­цы Яку­тии. Но­во­сиб., 1994; Алек­се­ев А. Н. Древ­няя Яку­тия: не­олит и эпо­ха брон­зы. Но­во­сиб., 1996; Мо­ча­нов Ю. А., Фе­до­сее­ва С. А. Очер­ки до­пись­мен­ной ис­то­рии Яку­тии. Эпо­ха кам­ня. Якутск, 2013. Т. 2.

Вернуться к началу