Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧИМУ́

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 590

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. Д. Беляев
Чиму. Золотая серьга. Метрополитен-музей (Нью-Йорк). Фото Д.Д. Беляева

ЧИМУ́ (Chimú), ар­хео­ло­гич. куль­ту­ра 9–15 вв. на cев. по­бе­ре­жье Пе­ру. Вы­де­ле­на нем. ар­хео­ло­гом М. Уле в кон. 19 в. Сфор­ми­ро­ва­лась в до­ли­не р. Мо­че на ос­но­ве куль­ту­ры мо­чи­ка, позд­ние па­мят­ни­ки ото­жде­ст­в­ля­ют­ся с гос-вом Чи­мор, гл. центр – Чан-Чан.

Чи­мор ос­но­ван Та­кай­на­мо (Тай­ка­на­мо) в нач. 13 в. (со­глас­но позд­ней­шей тра­ди­ции, при­плыл на баль­со­вом пло­ту с се­ве­ра). Его внук Ньян­сен­пин­ко ок. 1310 за­вое­вал по­бе­ре­жье ме­ж­ду до­ли­на­ми р. Хе­ке­те­пе­ке на се­ве­ре и р. Сан­та на юге. Ок. 1350 бы­ла под­чи­не­на до­ли­на р. Кас­ма, ок. 1360 – р. Лам­бае­ке (куль­ту­ра Си­кан). При Мин­чан­ка­ма­не (сер. 15 в.) Чимор про­тя­нул­ся ме­ж­ду до­ли­на­ми р. Тум­бес на се­ве­ре и р. Чиль­он на юге (ок. 1000 км). Был раз­де­лён на про­вин­ции во гла­ве с на­следств. на­мест­ни­ка­ми. Ок. 1470 за­воё­ван ин­ка­ми.

Ар­хео­ло­ги­че­ски за­фик­си­ро­ва­ны 4-уров­не­вая ие­рар­хия адм. цен­тров, в т. ч. со стро­гой пла­ни­ров­кой, адм. и куль­то­вы­ми зда­ния­ми (Фар­фан, Ман­чан, Ту­ку­ме и др.), ка­на­лы и ак­ве­ду­ки в до­ли­нах Мо­че и Чи­ка­ма, са­ды и ого­ро­ды. «Си­дя­чие» за­хо­ро­не­ния (в т. ч. му­мии) в по­гре­баль­ных плат­фор­мах (сью­да­де­лы Чан-Ча­на, Фар­фа­на); вы­тя­ну­тые на спи­не в под­зем­ных ка­ме­рах в зо­нах гор. элит­ной за­строй­ки; в ямах у ря­до­во­го на­се­ле­ния на по­се­ле­ни­ях и мо­гиль­ни­ках. Раз­ви­та ме­тал­лур­гия: брон­зо­вые но­жи ту­ми (по­лу­лун­ной фор­мы) и че­реш­ко­вые, кир­ки-то­по­ры и др., юве­лир­ные из­де­лия из зо­ло­та, его спла­ва с ме­дью (тум­ба­га), се­реб­ра. Чёр­ные и крас­ные ло­щёные леп­ные и штам­по­ван­ные в фор­мах ке­ра­мич. со­су­ды, в т. ч. скульп­тур­ные, двой­ные, со стре­ме­вид­ным гор­лом (от ту­ло­ва идёт ду­го­вид­ная труб­ка с вы­вод­ным ци­лин­дром свер­ху) или мос­то­вид­ной руч­кой, с рель­еф­ны­ми зоо­морф­ны­ми, рас­ти­тель­ны­ми об­раз­ами, сце­на­ми, гео­мет­рич. ор­на­мент ре­док. Ико­но­гра­фия на ке­ра­ми­ке и юве­лир­ных из­де­ли­ях («Бо­же­ст­во с жез­ла­ми», «Бо­же­ст­во в убо­ре из перь­ев», «Бо­ги­ня Чи­му», «Лун­ный зверь») стан­дар­ти­зо­ва­на.

Лит.: Ба­ши­лов В. А. Древ­ние ци­ви­ли­за­ции Пе­ру и Бо­ли­вии. М., 1972; The Northern dy­nasties: Kingship and statecraft in Chimor. Wash., 1990; Ис­то­рия Пе­ру с древ­ней­ших вре­мен до кон­ца ХХ ве­ка. М., 2000; The Handbook of South American аrchaeology. N. Y., 2008; Quilter J. Ancient central Andes. Abingdon; N. Y., 2014.

Вернуться к началу