Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧАВИ́Н

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 382

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЧАВИ́Н (Chavín), ар­хео­ло­гич. куль­ту­ра кон. 2-го – 2-й тре­ти 1-го тыс. до н. э. на се­ве­ре т. н. Пе­ру­ан­ско­го на­го­рья. На­зва­ние – по руи­нам Ча­вин-де-Уан­тар в бас­сей­не р. Мос­на (3150 м над уров­нем мо­ря). Опи­са­ния П. Сье­са де Ле­о­на (1553) и др. исп. хро­ни­стов 16–17 вв., пе­ру­ан. и ев­роп. ис­сле­до­ва­те­лей с 19 в. Рас­копки ие­зуи­тов в 1630–50-е гг., ар­хео­ло­гов Пе­ру и США с 1919, ос­нов­ные – в 1940–70-е гг., с 1998.

Фото Д.Д. Беляева Костяное изделие с резьбой в стиле культуры Чавин. Американский музей естественной истории (Нью-Йорк).

Площадь Ча­вин-де-Уан­тар 50 га; мо­ну­мен­таль­ная ар­хи­тек­ту­ра 12–6 вв. до н. э., нас. 2–3 тыс. чел. Це­ре­мо­ни­аль­ный центр (ок. 10 га) вклю­ча­ет ком­плекс сту­пен­ча­тых ка­мен­ных плат­форм выс. до 15 м и 3 уг­луб­лён­ные пло­ща­ди с рель­еф­ны­ми фри­за­ми (ягуа­ры, вои­ны с ору­жи­ем и гал­лю­ци­но­ген­ны­ми как­ту­са­ми в ру­ках, ми­фич. су­ще­ст­ва), П-об­раз­ный ком­плекс из ка­мен­ных плит («Ста­рый храм»), ко­то­рый до­ст­раи­вал­ся на юг («Но­вый храм»). Най­де­ны: ан­тро­по- и зоо­морф­ная ка­мен­ная скульп­ту­ра; сви­де­тель­ст­ва гон­чар­ст­ва, тка­че­ст­ва, об­ра­бот­ки ра­ко­вин, об­си­диа­на, юве­лир­но­го де­ла и др. Ос­тав­лен ме­ж­ду 5 и 3 вв. до н. э., воз­мож­но по­сле зем­ле­тря­се­ния. Вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

Ха­рак­тер­ный для Ч. стиль изо­бра­же­ний на ке­ра­ми­ке, мел­кой скульп­ту­ре (об­разы ко­шачь­их, хищ­ных птиц, ал­ли­га­то­ра) сфор­ми­ро­вал­ся на ос­но­ве при­бреж­ной куль­ту­ры Ку­пис­ни­ке, был рас­про­стра­нён на на­го­рье и по­бе­ре­жье в кон. 2-го – 1-й пол. 1-го тыс. до н. э. Син­хрон­ные Ча­вин-де-Уан­тар па­мят­ни­ки на се­ве­ре на­го­рья (Па­ко­пам­па, Кун­тур-Уа­си, Лай­сон, Паль­ка) и на по­бе­ре­жье (Сер­ро-Блан­ко, Уа­ка-Пар­ти­да, Ка­ба­льо-Му­эр­то и др.) час­то вклю­ча­ют в т. н. тра­ди­цию Ч. В 1930–80-е гг. счи­та­лось, что Ч. ле­жит в ос­но­ве всех др.-пе­ру­ан. куль­тур; ны­не эта тео­рия от­верг­ну­та.

Лит.: Rowe J. Chavín art. N. Y., 1962; Ба­ши­лов В. А. Древ­ние ци­ви­ли­за­ции Пе­ру и Бо­ли­вии. М., 1972; Burger R. Chavín and the origins of Andean civilization. L., 1995; idem. Excavaciones en Chavín de Huántar. Lima, 1998; Handbook of South American archaeo­logy. N. Y., 2008; Бе­рез­кин Ю. Е. Ме­ж­ду об­щи­ной и го­су­дар­ст­вом. СПб., 2013.

Д. Д. Бе­ля­ев.

Вернуться к началу