Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТЮХТЯ́ТСКАЯ КУЛЬТУ́РА

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 627-628

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. Л. Кызласов
Находки тюхтятской культуры из Хакасско-Минусинской котловины и Тувы: 1 – удила с псалием. Железо, аппликация серебром; 2–4 – уздечные накладки и наконечник. Бронза (по Л.Р. и И.Л. К...

ТЮХТЯ́ТСКАЯ КУЛЬТУ́РА, ар­хео­ло­гич. куль­ту­ра 2-й пол. 9 – 10 вв. в бас­сей­не Ени­сея юж­нее Ан­га­ры, на тер­ри­то­рии Ту­вы, Гор­но­го Ал­тая, Мон­го­лии, ле­во­бе­ре­жье Верх­не­го и Ср. Ир­ты­ша, Оби (от Но­во­си­бир­ска до бас­сей­на р. Алей). Вост. па­мят­ни­ки – до Яб­ло­но­во­го хреб­та и Верх­не­го Аму­ра, за­пад­ные – до Юж. Ура­ла. Назв. по кла­ду у дер. Тюх­тя­ты (1902; ны­не Ку­ра­гин­ский р-н, Крас­но­яр­ский край). Вы­де­лена Л. Р. Кыз­ла­совым к 1960. Уй­бат­ское го­ро­ди­ще [там и в кот­ло­ви­не Сор­га (Усть-Аба­кан­ский р-н Ха­ка­сии) – ма­ни­хей­ские хра­мы], гор­ные ка­мен­ные кре­по­сти-убе­жи­ща и сте­ны, пе­ре­кры­ваю­щие пу­ти; се­ли­ща; же­ле­зо­пла­виль­ни; оро­си­тель­ные ка­на­лы. Ис­поль­зо­ва­лось ени­сей­ское пись­мо (см. Ор­хо­но-ени­сей­ские над­пи­си). Соз­да­ва­лись пет­рог­ли­фы. Мно­го­уголь­ные и ок­руг­лые ка­мен­ные кур­га­ны над ям­ка­ми с ос­тат­ка­ми тру­по­сож­же­ний «на сто­ро­не» (ино­гда в ур­нах или «на го­ри­зон­те»). За­хо­ро­не­ния со­про­во­ж­да­лись обож­жён­ным ин­вен­та­рём, сло­жен­ным куч­кой, ино­гда – на­пут­ст­вен­ной и по­ми­наль­ной пи­щей; че­реп и ко­неч­но­сти ко­ня рас­по­ла­га­лись над кур­га­ном; сте­ла с эпи­та­фи­ей и лич­ной там­гой – с вост. сто­ро­ны. Ору­жие: па­ла­ши, стре­лы с 3-ло­па­ст­ными и гра­нё­ны­ми бро­не­бой­ны­ми на­конеч­ни­ка­ми, кос­тя­ны­ми сви­стуль­ка­ми, ви­тые уди­ла, стре­ме­на. Ре­мен­ные гар­ни­ту­ры – час­то по­зо­ло­че­ны, с рас­тит. ор­на­мен­том (ре­же гео­мет­рич., зоо­морф­ным, с ли­чи­на­ми), в т. ч. ма­ни­хей­ская сим­воли­ка, «па­ра ко­пыт­ных у дре­ва жиз­ни» и др.; стиль по­вли­ял на со­се­дей. Жен­ские бу­лав­ки и во­рвор­ки со сва­деб­ной сим­во­ли­кой (ут­ки, со­еди­нён­ные шея­ми, фе­никс, со­кол или орёл, пой­мав­ший ут­ку или лань), оже­ре­лья, вклю­чая ра­ко­ви­ны-кау­ри, пряс­ли­ца. Сре­ди ке­ра­мич. из­де­лий горш­ки, сде­лан­ные на кру­ге «кыр­гыз­ские» ва­зы. Ме­тал­лич. со­су­ды. За­фик­си­ро­ва­ны им­порт и по­се­лен­цы из Ср. Азии (в т. ч. мо­не­ты Хо­рез­ма, тюр­ге­шей), Вост. Тур­ке­ста­на; кит. мо­не­ты, зер­ка­ла, по­су­да. Т. к. вос­хо­дит к чаа­тас куль­ту­ре, от­ра­жа­ет куль­ту­ру ха­ка­сов эпо­хи мо­гу­ще­ст­ва Кыр­гыз­ско­го ка­га­на­та. На ос­но­ве Т. к. сло­жи­лась ас­киз­ская куль­ту­ра.

Лит.: Сте­пи Ев­ра­зии в эпо­ху сред­не­ве­ко­вья. М., 1981; Кыз­ла­сов Л. Р., Ко­роль Г. Г. Де­ко­ра­тив­ное ис­кус­ст­во сред­не­ве­ко­вых ха­ка­сов как ис­то­ри­че­ский ис­точ­ник. М., 1990.

Вернуться к началу