Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТАНКЕ́ЕВСКИЙ МОГИ́ЛЬНИК

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 654-655

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. А. Кокорина, С. В. Кузьминых
Музей археологии Республики Татарстан ИА АН РТ Серебряная погребальная маска из Танкеевского могильника. Музей археологии Республики Татарстан при Институте археологии АН Республики Татарстан (Казань).

ТАНКЕ́ЕВСКИЙ МОГИ́ЛЬНИК, ар­хео­ло­гич. па­мят­ник 2-й пол. 9 – 10 вв., близ с. Тан­ке­ев­ка Спас­ско­го р-на Та­тар­ста­на. Один из круп­ней­ших в Вост. Ев­ро­пе. От­крыт в 1904, с 1961 Е. П. Ка­за­ко­вым, Е. А. Ха­ли­ко­вой рас­ко­па­ны 1172 по­гре­бе­ния из бо­лее 5 тыс. пред­по­ла­гае­мых. Тру­по­по­ло­же­ния (в т. ч. кол­лек­тив­ные; есть ке­но­та­фы) вы­тя­ну­тые на спи­не, го­ло­вой на за­пад в пря­мо­уголь­ных ямах 1,8–3: 0,4–0,6 м, глу­би­ной до 2,2 м, ино­гда с за­пле­чи­ка­ми (в т. ч. с де­рев. пе­рекры­тия­ми), под­боя­ми, в гро­бо­ви­щах. Сле­ды куль­тов, свя­зан­ных с ог­нём; ме­ж­ду мо­гил – ком­плек­сы из ке­ра­ми­ки и кос­тей жи­вот­ных, из че­ре­пов и кос­тей ног жи­вот­ных (есть и в мо­ги­лах). 18 ма­сок из се­реб­ря­но­го лис­та на шёл­ко­вой тка­ни. Ана­ло­гии с Боль­ше­тар­хан­ским мо­гиль­ни­ком, Боль­ше­ти­ган­ским мо­гиль­ни­ком, па­мят­ни­ка­ми по­лом­ской куль­ту­ры, ло­мо­ва­тов­ской куль­ту­ры, куш­на­рен­ков­ской куль­ту­ры, ка­рая­ку­пов­ской куль­ту­ры, му­ро­мы, сал­то­во-ма­яц­кой куль­ту­ры, огу­зов. 58 бе­зын­вен­тар­ных мо­гил свя­зы­ва­ют с рас­про­стра­не­ни­ем му­суль­ман­ст­ва, да­ти­ру­ют ок. кон. 10 в. Т. м. от­ра­жа­ет про­цес­сы фор­ми­ро­ва­ния Бул­га­рии Волж­ско-Кам­ской.

Лит.: Khalikova E. A., Kazakov E. P. Le ci­me­tière de Tankeevka // Les anciens hongrois et les ethnies voisines a l’est. Bdpst, 1977; Ка­за­ков Е. П. Куль­ту­ра ран­ней Волж­ской Бол­га­рии. М., 1992; он же. Волж­ские бул­га­ры, уг­ры и фин­ны: Про­бле­мы взаи­мо­дей­ст­вия. Ка­зань, 2007.

Вернуться к началу