Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЯЦЗЯДЯ́НЬ

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 533

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




СЯЦЗЯДЯ́НЬ, ар­хео­ло­гич. куль­ту­ры, на­зван­ные по рас­коп­кам у совр. од­но­им. де­рев­ни близ г. Чи­фэн (Чи­фын, Ки­тай). Вы­де­ле­ны в 1960, ра­бо­ты Ин-та ар­хео­ло­гии АН КНР.

Фото А. И. Соловьёва Бронзовые изделия культуры верхнего слоя Сяцзядянь. Институт археологии и памятников материальной культуры автономного района Внутренняя Монголия (Хух-Хото, Китай).

Куль­ту­ра ниж­не­го слоя С. – 20–14 вв. до н. э. (воз­мож­но, рань­ше) на тер­ри­то­рии Внутр. Мон­го­лии и пров. Ляо­нин. Го­ро­ди­ща со рва­ми, ва­ла­ми из кам­ней или трам­бо­ван­ной зем­ли; по­лу­зем­лян­ки, ре­же на­зем­ные до­ма, сте­ны из кам­ней и гу­ва­ля­ков (комь­ев гли­ны), пол об­ма­зы­ва­ли гли­ной с тра­вой или бе­ли­ли. Клад­би­ща – до 1 тыс. пря­мо­уголь­ных ям с ка­ме­рой из де­ре­ва, кам­ня, гу­ва­ля­ков, в осн. с ни­шей для ин­вен­та­ря в но­гах; тру­по­по­ло­же­ние на бо­ку, но­ги пря­мые. Леп­ные три­по­ды с уд­ли­нён­ной гор­ло­ви­ной, горш­ки на 3 сос­ко­вид­ных нож­ках, ур­ны на под­до­нах, ко­пии кит. брон­зо­вых ри­ту­аль­ных со­су­дов и др.; ор­на­мент из от­тис­ков шну­ра, пле­тён­ки, тру­бо­чек; есть чер­но­ло­щё­ные и рас­пис­ные (в осн. бе­лым по крас­но­му). Ка­мен­ные шли­фов. за­сту­пы и но­жи, об­би­тые то­по­ры, мо­ты­ги. Кос­тя­ные ло­па­ты, на­ко­неч­ни­ки стрел. Брон­зо­вые на­вер­шия, серь­ги, коль­ца; зо­ло­тые серь­ги; бу­сы, про­низ­ки из неф­ри­та, ага­та, ра­ко­вин. Ло­пат­ки и др. кос­ти жи­вот­ных для га­да­ний по тре­щи­нам, об­ра­зо­вав­шим­ся по­сле на­гре­ва­ния про­свер­лён­ных от­вер­стий. Зем­ле­де­лие, при­дом­ное ско­то­вод­ст­во, охо­та. Сло­жи­лась на ос­но­ве ме­ст­ной куль­ту­ры Сяо­хэ­янь, под влия­ни­ем общ­но­сти Лун­шань, за­тем ран­ней Шан (Инь).

Куль­ту­ра верх­не­го слоя С. – 11–7 вв. до н. э. на тер­ри­то­рии Внутр. Мон­го­лии, вос­то­ка пров. Ляо­нин, се­ве­ра Хэ­бэй. Ок­руг­лые зем­лян­ки и по­лу­зем­лян­ки, на­зем­ные до­ма со сте­на­ми из трам­бо­ван­ной зем­ли. В Дац­зин (у. Линь­си) – ком­плекс по до­бы­че и пе­ре­ра­бот­ке мед­ной ру­ды. На клад­би­щах или ме­ж­ду до­ма­ми – тру­по­по­ло­же­ния в ямах с ка­мен­ной цис­той или де­рев. гро­бом. Три­по­ды с за­ост­рён­ны­ми нож­ка­ми и вы­де­лен­ным пря­мым вен­чи­ком и др. леп­ные со­су­ды. Бое­вые ко­лес­ни­цы (брон­зо­вые де­та­ли; изо­бра­же­ние на кос­тя­ной пла­сти­не из Нань­шань­гэнь); га­да­ние на ба­рань­их ло­пат­ках (ска­пу­ли­ман­тия). Брон­зо­вые кит. (Зап. Чжоу) ри­ту­аль­ные со­су­ды, «скрип­ко­вид­ные» кин­жа­лы, на­ко­неч­ни­ки ко­пий ти­па ас­се­га­ев, «вее­ро­об­раз­ные» кель­ты, шле­мы, зер­ка­ла, зоо­морф­ные бля­хи. Брон­зо­вые но­жи, ло­жеч­ко­вид­ные под­вес­ки, фи­гур­ки птиц с рас­пла­стан­ны­ми крыль­я­ми сбли­жа­ют верх­ний слой С. с двор­цов­ской куль­ту­рой Вост. За­бай­ка­лья; три­по­ды, брон­зо­вые но­жи с фи­гур­ка­ми на ру­ко­яти, по­лу­сфе­рич. и ярус­ные бляш­ки – с пли­точ­ных мо­гил куль­ту­рой. Про­со­вод­ст­во, раз­ве­де­ние сви­ней, со­бак, круп­но­го ро­га­то­го ско­та, ло­ша­дей. Сло­жи­лась на ос­но­ве ме­ст­ной куль­ту­ры Гао­тай­шань при су­ще­ст­вен­ном уча­стии степ­ных куль­тур из ре­гио­нов За­бай­ка­лья и Вост. Мон­го­лии. Ве­ро­ят­но, на ос­но­ве верх­не­го слоя С. сфор­ми­ро­ва­лись дун­ху; есть ги­по­те­за о свя­зи с пред­ка­ми хун­ну.

Лит.: Лю Гу­ань­минь, Сюй Гу­анц­зи. Нин­чэн Нань­шань­гэнь ич­жи фац­зюэ бао­гао // Као­гу сю­эбао. 1975. № 1; Во­ен­ное де­ло древ­не­го на­се­ле­ния Се­вер­ной Азии. Но­во­сиб., 1987; Да­дянь­цзы. Пе­кин, 1996; Уэнь­ю­эсы­тай. Бэй­фан цаою­ань као­гу­сюэ. Пе­кин, 2007; Сяо­хэй­ши­гоу као­гу фац­зюэ бао­гао. Пе­кин, 2014.

С. А. Ко­мис­са­ров.

Вернуться к началу