Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СА́КО-МАССАГЕ́ТСКОГО КРУ́ГА КУЛЬТУ́РЫ

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 221

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Б. Болелов

СА́КО-МАССАГЕ́ТСКОГО КРУ́ГА КУЛЬ­ТУ́РЫ, ар­хео­ло­гич. па­мят­ни­ки Ср. Азии и Ка­зах­ста­на, соотносимые со ско­то­во­дами 8/7–3 вв. до н. э. «ски­фо-си­бир­ско­го ми­ра». От­ождествляют гл. обр. с мас­саге­тами, са­ками и близ­ким им на­ро­дами. По­каза­тель­ны «ски­фо-си­бир­ское» ору­жие и уп­ряжь, ва­ри­ан­ты ски­фо-си­бир­ско­го зве­ри­но­го сти­ля, леп­ная ке­ра­ми­ка, кур­ган­ные мо­гиль­ни­ки. Фик­си­ру­ют­ся сле­ды куль­тов, свя­зан­ных с ог­нём. Из­вест­ны пет­рог­ли­фы.

Находки из Алма-Атинской области Казахстана, соотносимые с культурами сако-массагетского круга: 1 – бронзовая курильница со скульптурами животных. Посёлок Ерменсай близ города Алма-Ата; 2 &ndash...

Па­мят­ни­ки С.-м. к. к. Се­ми­ре­чья и Тянь-Ша­ня де­лят­ся на т. н. ран­не­сак­ские (8–6 вв.) и сак­ские (5–3 вв.), ряд ло­каль­ных групп. На ран­не­сак­ских мо­гиль­ни­ках Кар­га­лы (ок. 50 км к за­па­ду от Ал­ма-Аты), Би­же (ок. 40 км к юго-за­па­ду от Тал­ды-Кур­га­на) и др. за­фик­сиро­ва­ны вы­тя­ну­тые тру­по­по­ло­же­ния в ка­мен­ных ящи­ках и ямах, на Ка­ра­ша 2 (Ала­тау) – в ямах с под­боя­ми, за­кры­ты­ми ка­мен­ны­ми пли­та­ми. Сак­ский пе­ри­од луч­ше все­го изу­чен в Се­ми­ре­чье, в т. ч. па­мят­ни­ки, свя­зан­ные с «цар­скими» кур­га­на­ми, Ис­сык, Бес­ша­тыр. На вы­со­ко­гор­ных до­ли­нах Тянь-Ша­ня пре­об­ла­да­ют вы­тя­ну­тые тру­по­по­ло­же­ния в ямах, скор­чен­ные на бо­ку. Из­вест­ны «жерт­вен­но-по­ми­наль­ные» кла­ды, вклю­чаю­щие «жерт­вен­ные сто­ли­ки» со скульп­ту­ра­ми жи­вот­ных, ку­риль­ни­цы-ал­та­ри, кот­лы, ору­жие и др.; свя­ти­ли­ща, напр. ог­ра­ды из мен­ги­ров и ва­лу­нов в Бес­ша­ты­ре; «сто­лик» с нож­ка­ми в ви­де жен­ских фи­гур, кот­лы, сле­ды дол­го­вре­мен­но­го ко­ст­ра в Чиль­пе­ке к юго-вос­то­ку от оз. Ис­сык-Куль.

В кот­ло­ви­не Кет­мень-Тю­бе и до­ли­не р. Ка­ра­су вы­де­ля­ют джа­ла­рык­скую куль­ту­ру (вы­тя­ну­тые го­ло­вой в осн. на за­пад тру­по­по­ло­же­ния в ямах, пе­ре­кры­тых брёв­на­ми), в Алай­ской кот­ло­ви­не со­су­ще­ст­ву­ют тру­по­по­ло­же­ния в ямах и в ка­мен­ных ящи­ках. В Фер­га­не, на­ря­ду с па­мят­ни­ка­ми осн. зем­ле­дельч. на­се­ле­ния, вы­де­ля­ют кур­га­ны С.-м. к. к. В Таш­кент­ском оа­зи­се и при­ле­гаю­щих рай­онах Ка­зах­ста­на из­вест­ны лишь еди­нич­ные па­мят­ни­ки, соотносимые с куль­турами са­ко-мас­са­гет­ско­го кру­га.

На мо­гиль­ни­ках Па­ми­ра 8–3 вв. за­фик­си­ро­ва­ны скор­чен­ные на бо­ку тру­по­по­ло­же­ния в ямах под ка­мен­ной на­сы­пью или вы­клад­кой, ино­гда с кром­ле­хом. Сре­ди на­хо­док – брон­зо­вые котел­ки, клев­цы. От­ме­ча­ет­ся сход­ст­во как с С.-м. к. к., так и с па­мят­ни­ка­ми вос­то­ка Центр. Азии, Ту­вы.

Опор­ны­ми па­мят­ни­ка­ми в изу­че­нии С.-м. к. к. Юж. и Юго-Вост. При­ара­лья яв­ля­ют­ся Са­кар-Ча­га, Юж. Та­ги­скен, Уй­га­рак (тру­по­по­ло­же­ния в яме или на древ­нем го­ри­зон­те, тру­по­сож­же­ния). Близ древ­не­го рус­ла Уз­боя от­кры­ты мно­го­крат­ные тру­по­по­ло­же­ния в на­зем­ных ка­мен­ных скле­пах, слож­ные куль­то­вые ком­плек­сы, где го­рел огонь (напр., Дор­дуль), со­от­но­си­мые с груп­пой мас­са­ге­тов. Уни­каль­ны ком­плек­сы Бай­те на Ус­тюр­те.

Сте­пи Центр. Ка­зах­ста­на за­ни­ма­ла тас­мо­лин­ская куль­ту­ра. Бо­лее вост. па­мят­ни­ки, в т. ч. Чили­кты, свя­за­ны с куль­ту­ра­ми Ал­тая и Се­ми­ре­чья.

Лит.: Степ­ная по­ло­са Ази­ат­ской час­ти СССР в ски­фо-сар­мат­ское вре­мя. М., 1992; Са­ма­шев З., Гри­горь­ев Ф., Жу­ма­бе­ко­ва Г. Древ­но­сти Алматы. Алматы, 2005; Яб­лон­ский Л. Т. Ар­хео­лого-ан­тро­по­ло­ги­че­ская ги­по­те­за к про­бле­ме фор­ми­ро­ва­ния куль­тур сак­ско­го ти­па // Цен­траль­ная Азия: Ис­точ­ни­ки. Ис­то­рия. Куль­ту­ра. М., 2005; Со­кро­ви­ща Ус­тюр­та и Ман­кы­стау. Алматы, 2007; Ар­хео­ло­гия Ка­зах­ста­на эпо­хи не­за­ви­си­мо­сти: Ито­ги, пер­спек­ти­вы. Алматы, 2011. Т. 2.

Вернуться к началу