Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОЛИХРО́МНЫЙ СТИЛЬ

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 704

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Краснопёров
Фото А. А. Красноперова (2) Образцы полихромных стилей: 1 – серьги из могильника Дружное (Крым) в стиле Закшув – Кишпек (по И. Н. Храпунову); 2 – пряжка из могильника Броды (Пермский край) в «умеренно зернённом» стиле (Археологи...

ПОЛИХРО́МНЫЙ СТИЛЬ, в ши­ро­ком зна­че­нии объ­е­ди­ня­ет юве­лир­ные из­де­лия, важ­ным эле­мен­том де­ко­ра ко­то­рых яв­ля­ют­ся встав­ки цвет­ных кам­ней или стё­кол. В отеч. ар­хео­ло­гии и ис­кус­ст­во­ве­де­нии тер­мин за­кре­пил­ся в осн. за ря­дом групп из­де­лий 1-й пол. – сер. 1-го тыс. н. э. по­сле пуб­ли­ка­ций в 1840-х гг. А. Б. Аши­ком бо­га­тых на­хо­док из Кер­чи. Зо­ло­то-би­рю­зо­вый П. с. (по­ли­хром­но-би­рю­зо­вый зве­ри­ный стиль и т. п.; 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.) – ре­мен­ные гар­ни­ту­ры, ору­жие, в т. ч. ук­ра­шен­ные ком­по­зи­ция­ми на эпич. и ми­фо­ло­гич. те­мы, с круг­лы­ми и ка­п­ле­вид­ны­ми ка­бо­шо­на­ми би­рю­зы (ре­же – ко­рал­ла), под­чёр­ки­ваю­щи­ми ана­то­мич. осо­бен­но­сти (уши, мус­ку­ла­ту­ра) изо­бра­жён­ных жи­вот­ных и лю­дей, в глу­хой зо­ло­той оп­ра­ве (от Аф­га­ни­ста­на до Бол­га­рии; в т. ч. Тил­ля-Те­пе, Си­бир­ская кол­лек­ция Пет­ра I, Зо­ло­тое клад­би­ще, Хох­лач). «Ме­от­ский» П. с. (1 в. до н. э. – 1 в. н. э.) – фи­бу­лы-бро­ши с круп­ным центр. кам­нем и ши­ро­ким глад­ким по­лем оп­ра­вы, ино­гда до­пол­ни­тель­но ук­ра­шен­ным ме­ан­д­ро­вым ор­на­мен­том из ска­ни, пло­с­ки­ми тре­уголь­ни­ка­ми зер­ни (ме­от­ская ар­хео­ло­ги­че­ская куль­ту­ра, в осн. бас­сейн Ку­ба­ни). Стиль За­кшув – Киш­пек (в осн. 2-я пол. 3 – нач. 4 вв.) пред­став­лен серь­га­ми, брас­ле­та­ми, кон­ской и во­ен. аму­ни­ци­ей с круп­ны­ми встав­ка­ми пло­ских ок­руг­лых сер­до­ли­ков (центр. эле­мент де­ко­ра) и мел­ки­ми ка­бо­шо­на­ми си­не­го стек­ла, в оп­ра­ве из зо­ло­той фоль­ги с тис­нё­ны­ми точ­ка­ми, кре­сти­ка­ми, S-вид­ны­ми фи­гу­ра­ми и т. д. [По­ду­на­вье, Центр. Ев­ро­па, Крым (Керчь, па­мят­ни­ки груп­пы Друж­ное – Ин­кер­ман), Сев. Кав­каз]. «До­гунн­ские» П. с. (с 3 в., в осн. 4 в.; от Ср. Азии и За­кав­ка­зья до По­до­нья и При­камья), свя­зан­ные час­то с ре­мен­ны­ми гар­ни­ту­ра­ми позд­них сар­мат­ских ар­хео­ло­ги­че­ских куль­тур, в т. ч.: сти­ли с пе­ре­го­род­ча­той ин­кру­ста­ци­ей, ис­поль­зо­ва­ни­ем крас­ных, си­них или глу­хих зе­лё­ных вста­вок, вос­хо­дя­щие к па­мят­ни­кам За­кав­ка­зья (ору­жие, ук­ра­ше­ния и др.; напр., Мцхе­та, Уре­ки), ве­ро­ят­но, и др. об­ла­стей, свя­зан­ных с гос-вом Са­са­ни­дов; стиль (од­но из назв. – «уме­рен­но зер­нён­ный») с 1–3 не­боль­ши­ми крас­ны­ми встав­ка­ми и гео­мет­рич. фи­гу­ра­ми из зер­ни (есть и кол­ты). Стиль Ко­то­во – Мо­жа­ры (сер. 3 – сер. 4 вв.) пред­став­лен крупны­ми под­вес­ка­ми с круг­лым, оваль­ным, квад­рат­ным ка­бо­шо­ном сер­до­ли­ка в окан­тов­ке из ви­той ме­тал­лич. «ко­сич­ки»; сло­жил­ся в про­цес­се эво­лю­ции бо­лее мел­ких из­де­лий сред­не­сар­мат­ско­го вре­ме­ни (Крым, По­вол­жье, до При­ура­лья). «Гунн­ский» П. с. (ок. 1-й пол. 5 в.) – в осн. ре­мен­ные гар­ни­ту­ры, диа­де­мы, фи­бу­лы со встав­ка­ми (час­то рос­сы­пью) не­пра­виль­ной фор­мы из гра­ната, сер­до­ли­ка в отд. гнёз­дах на фо­не зо­ло­та или (ча­ще) по­зо­ло­ты (гл. обр. от Кав­ка­за до Центр. Ев­ро­пы; в т. ч. Новогри­горь­ев­ка, Шим­ле­ул-Сил­ва­ни­ей, Ун­тер­зи­бен­брунн, Не­жин) и де­ри­ва­ты это­го сти­ля на па­мят­ни­ках кру­га Ши­по­во. П. с. «кер­чен­ских ка­та­комб» (кон. 4 – сер. 5 вв.) – ве­щи с пе­ре­го­род­ча­той ин­кру­ста­ци­ей, ком­по­зи­ции соз­да­ют­ся не­слож­ны­ми фор­ма­ми вста­вок (крас­ные, ре­же зе­лё­ные) и аб­ри­сом ве­щи. От это­го сти­ля от­ли­ча­ют­ся бо­лее слож­ным узо­ром (в т. ч. встав­ки с вол­ни­сты­ми кра­ем, в ви­де ро­зе­ток и т. д.) и ти­па­ми ве­щей «за­пад­ные» П. с. сер. 5 – нач. 6 вв. (Апа­хи­да, мо­ги­ла Хиль­де­рика в г. Тур­не и т. п.), свя­зы­вае­мые с про­из­водств. цен­тра­ми Сре­ди­зем­но­морья. В сти­ле Вар­на – Ка­ра-Агач (5–7 вв.) вы­пол­не­ны ук­ра­ше­ния, ре­мен­ная гар­ни­ту­ра, ору­жие с крас­ны­ми (в осн. ян­тарь, сер­до­лик) встав­ка­ми ме­ж­ду зер­нью, по­кры­ваю­щей поч­ти всю по­верх­ность ве­щи [от Центр. Азии до Ко­реи (им­порт­ный кин­жал в Ке­рим­ло), бас­сей­на Пе­чо­ры (ло­каль­ная груп­па поя­сов в осн. в При­ка­мье; см. Ха­ри­но), Ниж­не­го По­ду­на­вья]. В рам­ках этих П. с. вы­де­ля­ют бо­лее мел­кие под­раз­де­ле­ния, се­рии ве­щей и т. д. Про­чие П. с. пред­став­ле­ны в Вост. Ев­ро­пе еди­нич­ны­ми на­ход­ка­ми или от­но­сят­ся к др. эпо­хам. См. так­же Клуа­зо­не.

Лит.: Ам­броз А. К. Про­бле­мы ран­не­сред­не­ве­ко­вой хро­но­ло­гии Вос­точ­ной Ев­ро­пы // Со­вет­ская ар­хео­ло­гия. 1971. № 2–3; он же. К ито­гам дис­кус­сии по ар­хео­ло­гии гунн­ской эпо­хи в сте­пях Вос­точ­ной Ев­ро­пы // Там же. 1985. № 3; За­сец­кая И. П. Ма­те­риа­лы Бос­пор­ско­го нек­ро­по­ля вто­рой по­ло­ви­ны IV – пер­вой по­ло­ви­ны V вв. н. э. // Ма­те­риа­лы по ар­хео­ло­гии, ис­то­рии и эт­но­гра­фии Тав­рии. Сим­фе­ро­поль, 1993. Вып. 3; она же. Куль­ту­ра ко­чев­ни­ков юж­но­рус­ских сте­пей в гунн­скую эпо­ху (ко­нец IV–V вв.). СПб., 1994; Яцен­ко С. А., Ма­ла­шев В. Ю. O по­ли­хром­ном сти­ле позд­не­рим­ско­го вре­ме­ни на тер­ри­то­рии Сар­ма­тии // Stratum plus. 2000. № 4; Со­кро­ви­ща сар­ма­тов. Ка­та­лог вы­став­ки. СПб.; Азов, 2008; Крас­но­пе­ров А. А. По­ли­хром­ные пред­ме­ты с пе­ре­го­род­ча­той ин­кру­ста­ци­ей в При­ка­мье // Лес­ная и ле­со­степ­ная зо­ны Вос­точ­ной Ев­ро­пы в эпо­хи рим­ских влия­ний и Ве­ли­ко­го пе­ре­се­ле­ния на­ро­дов: Кон­фе­рен­ция 3. Ту­ла, 2012.

Вернуться к началу