Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕТРО́ГЛИФЫ

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 113

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Г. Дэвлет

ПЕТРО́ГЛИФЫ (от греч. πέτρος – ка­мень и γλυφ – резь­ба), изо­бра­же­ния на при­род­ных скаль­ных вы­хо­дах и ва­лу­нах, вы­пол­нен­ные вы­бив­кой (пи­ке­та­жем), гра­ви­ров­кой, при­шли­фов­кой и др. спо­со­ба­ми, свя­зан­ны­ми с уда­ле­ни­ем скаль­ной по­верх­но­сти, или со­че­та­ни­ем этих тех­ник. Для на­не­се­ния П. при­ме­ня­лись как ка­мен­ные, так и ме­тал­лич. ин­ст­ру­мен­ты (сле­ды ра­бо­ты ими раз­ли­ча­ют­ся); мог­ло ис­поль­зо­вать­ся од­но ору­дие (от­бой­ник) или два (по­сред­ник и удар­ник). Ино­гда при изу­че­нии П. уда­ёт­ся про­сле­дить тон­кие гра­ви­ров. ли­нии эс­ки­зов, сле­ды на­бро­сков, раз­мет­ку по­верх­но­сти, на ко­то­рую на­но­си­лись изо­бра­же­ния.

Фото Е. Г. Дэвлет Петроглифы в урочище Калбак-Таш на реке Чуя (Алтай).

П. – спо­соб пе­ре­да­чи ин­фор­ма­ции, по­я­вив­ший­ся в ка­мен­ном ве­ке и су­ще­ст­вую­щий до­ны­не. Изо­бра­же­ний, вы­пол­нен­ных в тех­ни­ке П., су­ще­ст­вен­но боль­ше, чем рос­пи­сей, на­но­сив­ших­ся на ана­ло­гич­ные при­род­ные объ­ек­ты. Кон­цен­тра­ции П. не­ред­ко свя­за­ны со свя­ти­ли­ща­ми, мес­та­ми про­ве­де­ния ка­лен­дар­ных празд­ни­ков, при­уро­че­ны к важ­ным точ­кам ланд­шаф­та – пе­ре­пра­вам, пе­ре­ва­лам и др. П. яв­ля­ют­ся важ­ным ис­то­рич. ис­точ­ни­ком, мно­гие – про­из­ве­де­ния­ми иск-ва, объ­ек­та­ми ту­риз­ма, в т. ч. по­лу­чив­шие все­мир­ную из­вест­ность [Бо­яр­ские пи­сани­цы, Бе­со­вы След­ки, Бе­сов Нос, За­лав­ру­га – важ­ней­шая груп­па П. на Бе­лом м., вклю­чаю­щая ком­по­зи­ции, в т. ч. сце­ны ини­циа­ций, охо­ты, Пег­ты­мель (Чу­кот­ка), Са­ян­ско­го кань­о­на пет­рог­ли­фы, Си­ка­чи-Алян, Том­ская пи­са­ни­ца, Кал­бак-Таш (рис.) и др. – в Рос­сии; Ка­мен­ная мо­ги­ла – на Ук­раи­не] и вклю­чён­ные в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия [Аль­та, Бо­гус­лен, Вал­ка­мо­ни­ка, Ко­бу­стан, Су­лай­ман-Тоо (Кир­ги­зия), Там­га­лы, Тас­си­лин-Адд­жер, Фош-Коа и др.]. Вы­даю­щую­ся роль в ста­нов­ле­нии ис­сле­до­ва­ний на­скаль­но­го иск-ва в Рос­сии сыг­рал А. П. Ок­лад­ни­ков, ос­но­вы рос. на­уч. пет­ро­гли­фо­ве­де­ния за­ло­же­ны М. А. Дэв­лет, А. И. Мар­ты­но­вым, В. И. Мо­ло­ди­ным, В. И. Рав­до­ни­ка­сом, Я. А. Ше­ром и др.

Лит.: Ок­лад­ни­ков А. П. Ут­ро ис­кус­ст­ва. Л., 1967; Ок­лад­ни­ков А. П., Мар­ты­нов А. И. Со­кро­ви­ща Том­ских пи­са­ниц. М., 1972; Дэв­лет М. А. Пет­рог­ли­фы Му­гур-Сар­го­ла. М., 1980; Шер Я. А. Пет­рог­ли­фы Сред­ней и Цен­траль­ной Азии. М., 1980; Мо­ло­дин В. И., Че­ре­ми­син Д. В. Древ­ней­шие на­скаль­ные изо­бра­же­ния плос­ко­го­рья Укок. Но­во­сиб., 1999; Дэв­лет Е. Г. Па­мят­ни­ки на­скаль­но­го ис­кус­ст­ва: изу­че­ние, со­хра­не­ние, ис­поль­зо­ва­ние. М., 2002; Дэв­лет Е. Г., Дэв­лет М. А. Ми­фы в кам­не: Мир на­скаль­но­го ис­кус­ст­ва Рос­сии. М., 2005.

Вернуться к началу