Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕТРО́В

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 102

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. С. Абашина

ПЕТРО́В Вик­тор Пла­то­но­вич [10(22).10.1894, Ека­те­ри­но­слав, ны­не Днеп­ро­пет­ровск – 8.6.1969, Ки­ев], укр. и рос. ар­хео­лог, ис­то­рик, язы­ко­вед, эт­но­граф, ли­те­ра­ту­ро­вед, фольк­ло­рист, фи­ло­соф (псевд. Вик­тор Бэр), пи­сатель (псевд. В. До­мон­то­вич). Окон­чил ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­гич. ф-т Ки­ев­ско­го ун-та (1918). Учи­те­ля – фи­ло­ло­ги В. Н. Пе­ретц, Н. К. Грун­ский, А. М. Ло­бо­да. В 1918–25 пре­по­да­вал в ря­де учеб­ных за­ве­де­ний. Ра­бо­тал в учреж­дениях, со­зданных на основе Ки­ев­ского ун-та (1920–23), Укр. АН, Всеукр. АН, АН УССР в 1919–41, в т. ч. зав. Фольк­лор­но-эт­но­гра­фич. ко­мис­си­ей (с 1927); со­труд­ником Ин-та ис­то­рии мате­ри­аль­ной куль­ту­ры (с 1934), зав. сек­то­ром до­фе­о­даль­ной и фео­даль­ной ар­хео­ло­гии это­го ин-та (с 1938; в это вре­мя но­сил назв. Ин-т ар­хео­ло­гии), ди­рек­тором Ин-та укр. фольк­ло­ра (1941), ред. ж. «Ет­но­гра­фiч­ний вi­с­ник» (1925–1930) и др. из­да­ний. В 1941 при­зван в ря­ды Крас­ной Ар­мии. С 1942 вы­пол­нял за­да­ния на ок­ку­пи­ров. тер­ри­то­рии. В 1945–49 в Гер­ма­нии был проф. Пра­во­слав­ной бо­го­слов­ской ака­де­мии Укр. ав­то­ке­фаль­ной пра­во­слав­ной церк­ви и Укр. тех­ни­ко-хо­зяйств. ин-та в Ре­генс­бур­ге, про­де­ка­ном фи­лос. ф-та Укр. воль­но­го ун-та в Мюн­хе­не, со­труд­ни­ком Укр. воль­ной АН и Эн­цик­ло­пе­дии ук­раи­но­ве­де­ния, од­ним из ос­но­ва­те­лей и чле­нов прав­ле­ния Ху­дож. укр. дви­же­ния, ре­дак­то­ром ря­да пе­рио­дич. из­да­ний. В 1965 на­гра­ж­дён ор­де­ном Отеч. вой­ны 1-й сте­пе­ни, что офи­ци­аль­но рас­сек­ре­ти­ло его мис­сию как сов. раз­вед­чи­ка. В 1950–56 со­труд­ник Ин-та ис­то­рии ма­те­ри­аль­ной куль­ту­ры АН СССР (см. Ар­хео­ло­гии ин­сти­тут), в 1956–69 – Ин-та ар­хео­ло­гии АН УССР. По­сколь­ку до­ку­мен­ты о за­щи­те док­тор­ской дис­сер­та­ции (о П. Ку­ли­ше) в 1930 бы­ли ут­ра­че­ны, в 1967 за­щи­тил но­вую дис. «Язык. Эт­нос. Фольк­лор» по со­во­куп­но­сти ра­бот.

В ос­но­ве фи­ло­со­фии ис­то­рии П. от­каз от кон­цеп­ции по­сто­ян­но­го про­грес­са, идея дис­крет­но­сти ис­то­рич. про­цес­са, рас­чле­нён­но­сти его на са­мо­дос­та­точ­ные эпо­хи, ха­рак­те­ри­зую­щие­ся оп­ре­де­лён­ным со­от­но­ше­ни­ем взаи­мо­обу­слов­лен­ных форм хо­зяй­ст­ва, об­ществ. ин­сти­ту­тов, куль­тур­ных фе­но­ме­нов. На этом ос­но­ва­на и его кон­цеп­ция эт­но­ге­не­за – про­цесс эт­но­ге­не­тич. раз­ви­тия осу­ще­ст­в­ля­ет­ся как эво­люц. пу­тём, так и че­рез пре­рыв­ность, кри­зи­сы, ко­то­рые яв­ля­ют­ся не толь­ко кон­цом ста­рой, но и на­ча­лом но­вой эпо­хи. Это от­ра­жа­ет и сме­на ар­хео­ло­гич. куль­тур.

Как ар­хео­лог П. – пер­во­от­кры­ва­тель по­се­ле­ний ти­па Го­родск три­поль­ской куль­ту­ры (1936), ав­тор рас­ко­пок на ря­де опор­ных па­мят­ни­ков чер­ня­хов­ской куль­ту­ры (мо­гиль­ни­ки Лох­ви­ца, 1955; Ко­са­но­во, 1961–64), пень­ков­ской куль­ту­ры (по­се­ле­ние Сте­цов­ка, 1956–58), вель­бар­ской куль­ту­ры (мо­гиль­ник Ба­ев І, 1964–65) и др. Вы­дви­нул и на­чал реа­ли­зо­вы­вать идею сис­те­ма­тич. пуб­ли­ка­ции кор­пу­са ис­точ­ни­ков по ар­хео­ло­гии Ук­раи­ны кон. 1-го тыс. до н. э. – сер. 1-го тыс. н. э. (пре­рва­но Вел. Отеч. вой­ной; позд­нее П. опуб­ли­ко­вал ряд клю­че­вых ма­те­риа­лов из рас­ко­пок В. В. Хвой­ки, С. С. Гам­чен­ко, П. И. Смо­ли­че­ва).

На сты­ке ар­хео­ло­гии и эт­но­гра­фии под­го­то­вил ис­сле­до­ва­ние о под­сеч­ном зем­ле­де­лии в Вост. Ев­ро­пе; на сты­ке язы­ко­зна­ния, ис­то­рии и ар­хео­ло­гии – о ски­фах, на сты­ке этих и др. на­ук – по эт­но­ге­не­зу сла­вян и ук­ра­ин­цев в ча­ст­но­сти, по про­бле­мам иде­о­ло­гии пер­во­быт­но­го об­ще­ст­ва. С це­лью вос­соз­да­ния ар­ха­ич. слоя в вост.-слав. язы­ках раз­ра­ба­ты­вал про­бле­мы ар­ха­ич. смы­сло­вой струк­ту­ры сло­ва. Для по­лу­че­ния све­де­ний о про­стран­ст­вен­ных гра­ни­цах ар­ха­ич. лек­си­ки раз­ра­бо­тал ме­то­ди­ку эти­мо­ло­гич. ана­ли­за гео­гра­фич. на­зва­ний.

На­пи­сал ряд ра­бот, в т. ч. фун­да­мен­таль­ных, по ис­то­рии укр. лит-ры, об­ществ. мыс­ли, иск-ва, ак­цен­ти­руя вни­ма­ние на осо­бен­но­стях лич­но­сти ав­то­ров.

П. – один из вы­даю­щих­ся укр. про­заи­ков 20 в., ав­тор 5 ро­ма­нов и по­вес­тей. Ос­но­во­по­лож­ник жан­ра ро­ма­ни­зи­ро­ван­ной био­гра­фии в укр. лит-ре («Аліна i Кос­то­ма­ров», 1929; «Ро­ма­ни Куліша», 1930), один из ос­но­во­по­лож­ни­ков жан­ра укр. ин­тел­лек­ту­аль­но­го ро­ма­на [«Дів­чина з вед­ме­ди­ком» (1928), «Док­тор Се­ра­фі­кус» (созд. в 1928–29, изд. в 1947), «Без грун­ту» (созд. в 1942–43, изд. в 1948)]. Сре­ди др. лит. про­из­ве­де­ний ок. 30 рас­ска­зов, но­велл, эс­се. Вхо­дил в лит. груп­пу «не­о­клас­си­ков».

Соч.: П. Куліш у 50-ті ро­ки. Жит­тя, ідео­ло­гія, творчість. Київ, 1929; К во­про­су о ге­не­ти­че­ском изу­че­нии охот­ничь­их иг­рищ // Со­вет­ская эт­но­гра­фия. 1935. Кн. 6; Под­сеч­ное зем­ле­де­лие. К., 1968; Скіфи. Мо­ва і ет­нос. Київ, 1968; Ет­но­ге­нез слов’ян. К., 1972; Діячі української куль­ту­ри (1920–1940 рр.): жерт­ви більшовицького те­ро­ру. Київ, 1992; По­ход­жен­ня українського на­ро­ду. Київ, 1992; Осо­ба Ско­во­ро­ди // Філософська і соціо­ло­гічна дум­ка. 1995. № 1–2; Ес­те­тич­на док­три­на Шев­чен­ка. До по­став­лен­ня про­бле­ми // Сло­во і час. 2002. № 10; Мис­лен­ня ро­до­во­го суспільства. Київ, 2006; Історіософічні етю­ди // Україна мо­дер­на. Київ, 2008. Т. 13.

Лит.: Про­бле­ми по­ход­жен­ня та історично­го роз­вит­ку слов’ян. Київ; Львів, 1997; Агеєва В. По­ети­ка па­ра­док­са: Інтелек­туаль­на про­за В. Пет­ро­ва-До­мон­то­ви­ча. Київ, 2006; Аба­ши­на Н., Кор­пу­со­ва В. Невідомі сто­рінки біо­гра­фії ар­хео­ло­га В. П. Пет­ро­ва // Архео­ло­гічні студії. Київ; Чернівці, 2008. Вип. 3; Українська біо­гра­фістика. Київ, 2008. Вип. 4; Андрєєв В. М. В. Петров. На­риси iнтелекту­аль­ної бiографiї вченого. Днiпро­петровськ, 2012; Брюховецький В. В. Петров: верхи долi – вер­хи i долi. Київ, 2013.

Вернуться к началу