Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЗМЕЕВИ́К

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 507

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Чернецов
Медный змеевик с изображением святых Бориса и Глеба. Эрмитаж (С.-Петербург).

ЗМЕЕВИ́К, ус­лов­ное на­зва­ние груп­пы ср.-век. аму­ле­тов. З. – дву­сто­рон­няя ме­тал­ли­че­ская (ре­же ка­мен­ная) под­вес­ка в ви­де ме­даль­о­на (или др. фор­мы, ха­рак­тер­ной для на­груд­ных ико­нок), несущая на од­ной сто­ро­не ка­но­нич. хри­сти­ан­ское изо­бра­же­ние (Хри­ста, Бо­го­ма­те­ри, свя­тых), на дру­гой – т. н. змее­вид­ную ком­по­зи­цию: изо­бра­же­ние че­ло­ве­че­ской го­ло­вы (ре­же – по­лу­фи­гуры или пол­ной фи­гу­ры), ок­ру­жён­ной змея­ми. Змее­вид­ная ком­по­зи­ция яв­ля­ет­ся мо­ди­фи­ка­ци­ей т. н. гор­го­ней­о­нов – клас­сич. изо­бра­же­ний го­ло­вы гор­го­ны Ме­ду­зы, ис­поль­зо­вав­ших­ся как обе­ре­ги. З. име­ют ви­зант. про­ис­хо­ж­де­ние. На мно­гих З. (в т. ч. на ран­них др.-рус. З.) име­ют­ся над­пи­си – как пра­ви­ло, гре­че­ские – за­кли­на­ние или его часть. Су­дя по ним, на обо­ро­те З. изо­бра­жал­ся де­мон бо­лез­ней, по­ра­жаю­щих жен­скую мат­ку (ὑστρα, в слав. вер­си­ях – дна). На др.-рус. З. встре­ча­ют­ся вла­дельч. над­пи­си, в т. ч. с муж­ски­ми име­на­ми. По-ви­ди­мо­му, пер­во­на­чаль­но З. бы­ли обе­ре­га­ми от жен­ских бо­лез­ней, позд­нее ис­поль­зо­ва­лись как обе­рег от раз­ных злых сил. Не­ко­то­ры­ми З., в т. ч. зо­ло­ты­ми, об­ла­да­ли пред­ста­ви­те­ли эли­ты об­ще­ст­ва; напр. З. 11 в. с над­пи­сью вла­дель­ца с хри­сти­ан­ским име­нем Ва­си­лий, най­ден­ный под Чер­ни­го­вом и, оче­вид­но, при­над­ле­жав­ший Вла­ди­ми­ру Все­во­ло­до­ви­чу Мо­но­ма­ху. Эта на­ход­ка (т. н. чер­ни­гов­ская грив­на) ста­ла од­ним из сти­му­лов для спец. изу­че­ния З. Ико­но­гра­фич. мо­ди­фи­ка­ции З. соз­да­ва­лись до 15 в., часть от­ли­вок да­ти­ру­ет­ся по над­пи­сям 18 в. З. от­ра­жа­ют дли­тель­ную тра­ди­цию со­хра­не­ния суе­ве­рий, за­им­ст­во­ван­ных из ви­зант. тра­ди­ции и рас­про­стра­няв­ших­ся в рам­ках хри­сти­ан­ско­го куль­тур­но­го ком­плек­са.

Лит.: Ни­ко­лае­ва Т. В., Чер­не­цов А. В. Древ­не­рус­ские аму­ле­ты-змее­ви­ки. М., 1991; Spi­er J. Medieval Byzantine magical amulets and their tradition // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1993. Vol. 56.

Вернуться к началу