Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОЛЬМЕ́КИ

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 150

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Табарев

ОЛЬМЕ́КИ (от ац­тек­ско­го Оль­ман – Стра­на кау­чу­ка), 1) на­зва­ние ря­да ин­дей­ских народов, оби­тав­ших в рай­оне Мек­си­кан­ско­го зал., на юге до­ли­ны Ме­хи­ко, на тер­ри­то­рии мекс. шта­та Пу­эб­ла, фи­гу­ри­рую­щее в исп. и ин­дей­ских ис­точ­ни­ках 16 в. (Б. де Саа­гун, Д. Чи­маль­па­ин, Ф. де Аль­ва Ишт­лиль­шо­читль и др.). Так­же у Саа­гу­на О. – на­зва­ние ле­ген­дар­но­го на­ро­да, оби­тав­ше­го в ми­фич. стра­не Та­мо­ан­чан, ко­то­рую свя­зы­ва­ют с по­бе­режь­ем Мек­си­кан­ско­го зал. Их об­ласть ха­рак­те­ри­зо­ва­лась как бо­га­тая ре­сур­са­ми (кау­чук, ка­као, «зе­лё­ный ка­мень», се­реб­ро, зо­ло­то) и про­цве­таю­щая.

2) Ус­лов­ное на­зва­ние соз­да­те­лей од­ной из древ­ней­ших ци­ви­ли­за­ций Ме­зо­аме­ри­ки, су­ще­ст­во­вав­шей в ниж­нем те­че­нии рек Коа­ца­ко­аль­кос, Гри­халь­ва, То­на­ла, Ба­ри (тер­ри­то­рия мекс. шта­тов Ве­рак­рус и Та­ба­ско). Ин­фор­ма­ция о на­ход­ках у ан­тик­ва­ров и учё­ных по­яв­ля­лась со 2-й пол. 19 в. На­зва­ние (по име­ни груп­пы пле­мён в ис­точ­ни­ках 16 в.) упот­реб­ля­лось с кон. 19 в., за­кре­пи­лось с 1930-х гг. по­сле ра­бот амер. ар­хео­ло­гов М. Са­ви­ля, Дж. Вай­я­на и др. На­ча­ло сис­те­ма­тич. изу­че­нию по­ло­же­но экс­пе­ди­ция­ми кон. 1930-х – нач. 1940-х гг. амер. ар­хео­ло­га М. Стир­лин­га под эги­дой Нац. гео­гра­фич. об-ва. В боль­шин­ст­ве совр. ра­бот вы­де­ля­ют эта­пы: до­оль­мек­ский (ок. 1500–1200 до н. э.), ран­не­оль­мек­ский (ок. 1200–900 до н. э.), позд­не­оль­мек­ский (ок. 900–400 до н. э.), эпи­оль­мек­ский (ок. 400 до н. э. – 200 н. э.), с бо­лее дроб­ной пе­рио­ди­за­ци­ей для не­ко­то­рых по­се­ле­ний.

Памятники ольмекской культуры: 1 – гигантская базальтовая голова из Сан-Лоренсо. Музей антропологии (Халапа, Мексика); 2, 3 – жадеитовые маска и "кельт" с гравировкой. Метрополитен-музей (...

Из­вест­но бо­лее 50 па­мят­ни­ков, в т. ч. куль­то­вые и по­ли­тич. цен­тры (Ла-Вен­та, Сан-Ло­рен­со, Трес-Са­по­тес – круп­ней­шие и наи­бо­лее изу­чен­ные), свя­тили­ща (напр., Эль-Ма­на­ти, у ис­точ­ни­ка пре­сной во­ды; со­хра­ни­лись из­де­лия из ор­га­нич. ма­те­риа­лов, в т. ч. де­рев. скульп­ту­ра, рас­кра­шен­ная в чёр­ный и крас­ный цве­та, кау­чу­ко­вые мя­чи, ци­нов­ки; да­ры, в т. ч. пи­ща, цве­ты, ке­ра­мич. со­су­ды, из­де­лия из жа­деи­та, неф­ри­та, кос­ти, ра­ко­вин, кос­ти мла­ден­цев и др.), по­се­ле­ния, кла­ды; есть на­ход­ки и за пре­де­ла­ми осн. зо­ны. Ок. 250 ка­мен­ных мо­ну­мен­тов, рас­по­ло­жен­ных, как пра­ви­ло, ком­плек­са­ми: пи­ра­ми­даль­ные на­сы­пи, ал­та­ри, сте­лы с изо­бра­жения­ми, в т. ч. сце­на­ми, скле­пы и сар­ко­фа­ги, скульп­ту­ры, в т. ч. ги­гант­ские го­ло­вы (вес до 30 т) и др. Ба­зальт до­став­лял­ся из ка­ме­но­ло­мен, уда­лён­ных не­ред­ко на 50–70 км. Изу­ча­лись сле­ды слож­ных ра­бот по из­ме­не­нию ланд­шаф­та (тер­ра­си­ро­ва­ние, на­сып­ные плат­фор­мы, ва­лы и др.), сис­те­мы водоотвода, пру­дов. Раз­ви­ты гон­чар­ст­во (в т. ч. со­су­ды слож­ных форм, рас­пис­ные), де­ре­во­об­ра­бот­ка, тка­че­ст­во и др. ре­мёс­ла, тор­го­во-об­мен­ные свя­зи. По­ка­за­тель­ны жа­деи­то­вые ри­ту­аль­ные мас­ки, фи­гур­ные «кель­ты», ук­ра­ше­ния, ке­ра­мич. пла­сти­ка, ге­ма­ти­то­вые и пи­ри­то­вые зер­кала. Ре­лиг. сис­те­ма ин­тер­пре­ти­ру­ет­ся как смесь куль­тов: пра­ви­те­лей, зем­ле­дель­че­ских, ар­ха­ич­ных ша­ман­ских. Осн. те­мы иск-ва – об­ра­зы пра­ви­те­лей и зоо­морф­ных су­ществ (ягу­ар, хищ­ные пти­цы, реп­ти­лии, на­се­ко­мые), жерт­во­при­но­ше­ния. В ос­но­ве хо­зяй­ст­ва – под­сечно-ог­не­вое и пой­мен­ное зем­ле­де­лие (в осн. ку­ку­ру­за, под­сол­неч­ник, хло­пок) со слож­ной сис­те­мой се­во­обо­ро­та, экс­плуа­та­ция реч­ных ре­сур­сов (ры­ба, мол­лю­ски).

Во­прос о на­ли­чии пись­мен­но­сти в ран­не- и позд­не­оль­мек­ский пе­ри­од ос­та­ёт­ся дис­кус­си­он­ным. Об­на­ру­жен­ная в Кас­ка­ха­ле (штат Ве­рак­рус) вне ар­хео­ло­гич. кон­тек­ста пли­та с про­ца­ра­пан­ны­ми зна­ка­ми не мо­жет быть да­ти­ро­ва­на; ха­рак­тер «тек­ста» и не­обыч­ные фор­мы зна­ков, не свя­зан­ные ге­не­ти­че­ски с позд­ней­шей ие­рог­ли­фи­кой, да­ют ос­но­ва­ния со­мне­вать­ся в его ау­тен­тич­но­сти. Ие­рог­ли­фич. зна­ки на пе­ча­ти из Сан-Ан­д­ре­са, сте­ле 13 из Ла-Вен­ты и ря­де пред­ме­тов мел­кой пла­сти­ки (7–5 вв. до н. э.) син­хрон­ны ран­не­му са­по­тек­ско­му пись­му. На их ос­но­ве сфор­ми­ро­ва­лось эпи­оль­мек­ское пись­мо, па­мят­ни­ки ко­то­ро­го да­ти­ру­ют­ся 1 в. до н. э. – 2 в. н. э.

Ря­дом ис­сле­до­ва­те­лей оль­мек­ская куль­ту­ра рас­смат­ри­ва­ет­ся как «ма­те­рин­ская», т. е. дав­шая им­пульс раз­ви­тия для всех по­сле­дую­щих ци­ви­ли­за­ций Ме­зо­аме­ри­ки. Др. спе­циа­ли­сты рас­смат­ри­ва­ют её в ря­ду са­мо­быт­ных куль­тур регио­на на ста­дии слож­ных во­ж­деств в рам­ках ран­не­фор­ма­тив­но­го пе­рио­да (см. так­же Ин­дей­цы; Мек­си­ка, раздел Ис­то­ри­че­ский очерк).

Лит.: Bernal I. El Mundo olmeca. Méx., 1968; Coe MD. America’s first civilization. N. Y., 1968; Coe MD., Diehl RA. In the Land of Olmec. Austin, 1980. Vol. 1–2; The Olmec world: ritual and rulership. Princeton, 1995; Diehl RA. The Olmecs: America’s first civilization. L., 2004; Та­ба­рев АВ. Древ­ние оль­ме­ки: Ис­то­рия и про­бле­ма­ти­ка ис­сле­до­ва­ний. Но­во­сиб., 2005; Pool CA. Olmec archaeology and early Mesoamerica. Camb.; N. Y., 2007; Гу­ля­ев ВИ. Древ­ние ци­ви­ли­за­ции Аме­ри­ки. М., 2008.

Вернуться к началу