Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАЛЬТИ́ЙСКО-БУРЕ́ТСКАЯ КУЛЬТУ́РА

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 700

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Н. Мещерин
Мальтийско-буретская культура: 1 – наконечник; 2 – фигурка птицы; 3 – "Венера палеолита"; 4 – обломок украшения; 5 – резчик; 6 – проколка; 7 – остриё; 8&ndash...

МАЛЬТИ́ЙСКО-БУРЕ́ТСКАЯ КУЛЬТУ́РА (пра­виль­нее – маль­ти­но-бу­реть­ская, маль­тин­ско-бу­реть­ская куль­ту­ра), ар­хео­ло­гич. куль­ту­ра ср. эта­па позд­не­го па­лео­ли­та (25–19 тыс. лет на­зад) в При­ан­гарье. Вы­де­ле­на А. П. Ок­лад­ни­ко­вым и З. А. Аб­ра­мо­вой в сер. 1960-х гг. На­зва­на по сто­ян­кам Маль­та и у совр. с. Бу­реть (Усоль­ский р-н Ир­кут­ской обл. Рос­сии; от­кры­та и изу­ча­лась Ок­лад­ни­ко­вым в 1936–39). Со­от­но­сит­ся с 1-й пол. по­след­не­го (сар­тан­ско­го) оле­де­не­ния верх­не­го не­оп­лей­сто­це­на Си­би­ри. По­ка­за­тель­ны дол­го­вре­мен­ные сто­ян­ки с куль­тур­ны­ми слоя­ми, на­сы­щен­ны­ми на­ход­ка­ми. Ста­цио­нар­ные жи­ли­ща ок­руг­лые и уд­ли­нён­ные в пла­не, не­зна­чи­тель­но уг­луб­лён­ные; со­хра­ни­лись час­ти кон­ст­рук­ций кров­ли из ро­гов се­вер­но­го оле­ня; мно­гочис­лен­ны оча­ги. Для ка­мен­ной ин­ду­ст­рии ха­рак­тер­ны приз­ма­тич. тех­ни­ка рас­ще­п­ле­ния и мел­ко­пла­стин­ча­тые за­го­тов­ки ору­дий. Кость и рог ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­лись для по­стро­ек, из­го­тов­ле­ния ору­дий, пред­ме­тов иск-ва ма­лых форм, в т. ч. «Ве­нер па­лео­ли­та», пред­ме­тов с зоо­морф­ны­ми и гео­мет­рич. гра­ви­ров­ка­ми, ук­ра­ше­ний. В ос­но­ве хо­зяй­ст­ва – охо­та (гл. обр. на се­вер­но­го оле­ня) и со­би­ра­тель­ст­во. М.-б. к. име­ет не­ко­то­рое сход­ст­во с куль­ту­ра­ми позд­не­го Оринь­я­ка Зап. Ев­ро­пы, что по­слу­жи­ло по­во­дом для воз­ник­но­ве­ния до сих пор не под­твер­ждён­ной ги­по­те­зы о ев­роп. про­ис­хо­ж­де­нии и транс­кон­ти­нен­таль­ных ми­гра­ци­ях но­си­те­лей М.-б. к. Боль­шин­ст­во ис­сле­до­ва­те­лей при­дер­жи­ва­ют­ся вер­сии её ме­ст­но­го про­ис­хо­ж­де­ния. М.-б. к. рас­смат­ри­ва­ет­ся как ос­но­ва для раз­ви­тия ря­да куль­тур Сев. Азии позд­не­го и фи­наль­но­го па­лео­ли­та.

Лит.: Аб­ра­мо­ва З. А. О ло­каль­ных раз­ли­чи­ях па­лео­ли­ти­чес­ких куль­тур Ан­га­ры и Ени­сея // Со­вет­ская ар­хео­ло­гия. 1966. № 3; Ис­то­рия Си­би­ри с древ­ней­ших вре­мен до на­ших дней. Л., 1968. Т. 1; Ла­ри­чев В. Е. Па­лео­лит Се­вер­ной, Цент­раль­ной и Во­сточ­ной Азии. Но­во­сиб., 1972. Ч. 2: Азия и проб­ле­ма ло­каль­ных куль­тур; При­ро­да и древ­ний че­ло­век. М., 1981; Па­лео­лит СССР. М., 1984; Па­лео­лит Кав­ка­за и Се­вер­ной Азии. Л., 1989.

Вернуться к началу