Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МА́ДАРА

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 422-423

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. Хрисимов

МА́ДАРА, ком­плекс ис­то­ри­ко-ар­хео­ло­гич. па­мят­ни­ков вос­точ­нее г. Шу­мен, в 10 км юж­нее др.-болг. сто­ли­цы Пли­ска (обл. Шу­мен, Бол­га­рия). Вклю­ча­ет рель­еф «Ма­дар­ский всад­ник» («М. в.»; болг. «Ма­дар­ски кон­ник»), Боль­шую (скаль­ный на­вес, выс. ок. 30 м) и Ма­лую пе­ще­ры, скаль­ный мо­на­стырь, го­ро­ди­ще, се­ли­ща, мо­гиль­ни­ки и др. «М. в.» впер­вые опи­сан венг. пу­те­ше­ст­вен­ни­ком Ф. Ка­ни­цем в 1872, позд­нее не­од­но­крат­но ис­сле­до­вал­ся ве­ду­щи­ми болг. и др. спе­циа­ли­ста­ми; совр. ин­тер­пре­та­ции ос­но­ва­ны на ра­бо­тах В. Бе­шев­лие­ва, уточ­не­ни­ях в хо­де спец. экс­пе­ди­ции Болг. АН в 1954. Рас­коп­ки с 1903, ос­нов­ные – в 1924–36, во­зоб­нов­ля­лись в 1981–83, 1989–90.

Мадара: 1–5 – I мадарская гарнитура (1, 2 – пряжка и наконечник; 3, 4 – образцы накладок и подвесок; 5 – кольцо); 6–10 – II мадарская гарнитура (6, 10 –...

В Боль­шой пе­ще­ре и ря­дом с ней – се­ли­ще сред­не­го эне­о­ли­та (4-е тыс. до н. э.). Есть ма­те­риа­лы пе­рио­да Ла­тен. В 1–4 вв. н. э. в Боль­шой пе­ще­ре су­ще­ст­во­вал ним­фей, свя­зан­ный с круп­ным куль­то­вым цен­тром; не­да­ле­ко от­кры­та мас­тер­ская по из­го­тов­ле­нию ка­мен­ных во­тив­ных таб­ли­чек с ба­рель­еф­ным изо­бра­жени­ем «Фра­кий­ско­го всад­ни­ка». Близ свя­ти­ли­ща во 2 – нач. 5 вв. рас­по­ла­га­лась круп­ная рим. вил­ла, вклю­чав­шая тер­мы и др. по­строй­ки. В 4–6 вв. на пла­то над Боль­шой пе­ще­рой функ­цио­ни­ро­ва­ла кре­пость (изу­ча­лись часть ка­мен­ной сте­ны с при­мы­каю­щи­ми со­ору­же­ния­ми, не­боль­шая ба­зи­ли­ка), у под­но­жия – свя­зан­ное с ней по­се­ле­ние (рас­ко­па­ны скла­ды, ба­зи­ли­ка и др.). В язы­че­ский пе­риод Пер­во­го Болг. цар­ст­ва (681 – ок. 865) в М. на­хо­дил­ся важ­ней­ший ре­лиг. центр го­су­дар­ст­ва, вклю­чав­ший: «М. в.» и рас­по­ло­жен­ные у под­но­жия ска­лы; «ка­пи­ще» (2 впи­сан­ные друг в дру­га ка­мен­ные пря­мо­уголь­ные по­строй­ки) на мес­те ран­не­ви­зан­тий­ской ба­зи­ли­ки; «Боль­шой бас­сейн» (ба­ня); ка­мен­ную по­строй­ку, ог­ра­ж­дён­ную сте­ной, ве­ро­ят­но лет­нюю став­ку пра­ви­те­ля (в ме­ст­но­сти Да­ул-Таш, ра­нее ин­тер­пре­ти­ро­ва­ли и опи­сы­ва­ли как ка­пи­ще). Есть пред­по­ло­же­ние, что этот центр – Мун­д­ра­га, упо­мя­ну­тая как кре­пость под 894, во вре­мя вой­ны болг. ца­ря Си­ме­о­на с венг­ра­ми. Рас­ко­па­ны и бо­га­тые по­гре­бе­ния: 1-й пол. 9 в. (ме­ж­ду «ка­пи­щем» и «Боль­шим бас­сей­ном»; яма ори­ен­ти­ро­ва­на по ли­нии вос­ток – за­пад, ске­лет ист­лел; др. по­гре­бе­ния это­го мо­гиль­ни­ка – хри­сти­ан­ские); ве­ро­ят­но, по­след­ней четв. 7 в. (впу­ск­ное в кур­ган близ совр. с. Ма­да­ра; тру­по­по­ло­же­ние го­ло­вой на се­вер, свер­ху – за­хо­ро­не­ние ко­ня) с т. н. I и II ма­дар­ски­ми ре­мен­ны­ми гар­ни­ту­ра­ми (зо­ло­тые; I – ви­зант. ра­бо­ты со сканью и по­ли­хром­ной пе­ре­го­род­ча­той эма­лью; II – не позд­нее 7 в., ук­ра­шен зер­нью, сканью и встав­ка­ми стеклянных кабошонов). Кре­пость на пла­то ис­поль­зо­ва­лась и во вре­мя Вто­ро­го Болг. цар­ст­ва (по­след­нее упо­ми­на­ние в 1444, ко­гда её унич­то­жил польск. ко­роль Вла­ди­слав III). У её под­но­жия су­ще­ст­во­вал мо­на­стырь со скаль­ны­ми кель­я­ми 12–15 вв. В уро­чи­ще Ки­ре­ка (в 4 км вос­точ­нее М.) от­кры­ты ос­тат­ки ран­не­ви­зан­тий­ско­го мо­на­сты­ря (изу­ча­лись цер­ковь, ке­льи) и скаль­ной гроб­ни­цы, др.-болг. ка­пи­ще [на мес­те ран­не­ви­зан­тий­ской церк­ви; за­тем здесь бы­ли по­строе­ны ср.-век. ба­зи­ли­ка, ря­дом – мо­на­стыр­ский ком­плекс (функ­цио­ни­ро­ва­ли до сер. 11 в.)].

«М. в.» – един­ст­вен­ный в Ев­ро­пе ран­не­сред­не­ве­ко­вый скаль­ный рель­еф (см. илл. к ст. Болгария, раздел Архитектура и изобразительное искусство). Фи­гу­ры вы­се­че­ны поч­ти в на­ту­раль­ную ве­ли­чи­ну (со­хра­ни­лись и сле­ды крас­ной крас­ки) на выс. 23 м от под­но­жия пла­то. Всад­ник в на­кид­ке по­верх каф­та­на до ко­лен, ша­ро­ва­рах, мяг­ких са­по­гах; конь эки­пи­ро­ван (на­ли­чие стре­мян ука­зы­ва­ет на да­ту не ра­нее кон. 6 в.), дви­га­ет­ся тор­же­ст­вен­ным ша­гом, под его но­га­ми – прон­зён­ный копь­ём лев, сза­ди бе­жит со­ба­ка. Око­ло фи­гур и ни­же – 3 пло­хо со­хра­нив­шие­ся рель­еф­ные над­пи­си на греч. яз. Ран­нюю (I) свя­зы­ва­ют с Тер­ве­лом, ко­то­рый пра­вил Бол­гари­ей (ок. 701–718) и од­но­вре­мен­но был ке­са­рем (вто­рым по­сле им­пе­ра­то­ра) Ви­зан­тии при Юс­ти­ниа­не ІІ; есть вер­сия, что упо­мя­ну­тый в этой над­пи­си «дя­дя из Фес­са­ло­ник» – Ку­вер (см. в ст. Куб­рат). Поч­ти не чи­тае­мые над­пи­си II и III от­но­сят к прав­ле­нию Кру­ме­сия (721–738) и Омур­та­га (814–831). В «М. в.» ви­дят тра­ди­ци­он­но­го для Бал­кан «Фра­кий­ско­го всад­ни­ка», болг. бо­га (ото­жде­ст­в­ля­ет­ся ря­дом ис­сле­до­ва­те­лей с др.-тюрк. Тан­гром), ми­фич. ге­роя, болг. пра­ви­те­лей Тер­ве­ла, Кру­ма и т. д.; ико­но­гра­фию свя­зы­ва­ют со скаль­ны­ми рель­е­фа­ми са­са­нид­ско­го Ира­на и сце­на­ми имп. три­ум­фа в ви­зант. ис­кус­ст­ве.

М. вхо­дит в нац. ис­то­ри­ко-ар­хео­ло­гич. за­по­вед­ник «Ма­дар­ски кон­ник». «М. в.» вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия; в 1901 из­го­тов­ле­ны его эс­там­паж и гип­со­вая от­лив­ка (ны­не в Ар­хео­ло­гич. му­зее в Со­фии), у с. Мыт­ни­ца, близ М., – це­мент­ная ко­пия. «М. в.» изо­бра­жён на ре­вер­се всех совр. болг. мо­нет; в 2008 из­бран нац. сим­во­лом Бол­га­рии. 4.8.1966 ут­вер­ждён болг. ор­ден «Ма­дар­ски кон­ник», имею­щий 2 сте­пе­ни и раз­но­вид­ность «с ме­ча­ми».

Лит.: Ма­да­ра. Раз­коп­ки и про­уч­ва­ния. Со­фия, 1934–1936. Т. 1–2. Шу­мен, 1992. Т. 3; Ма­дар­ски­ят кон­ник. Со­фия, 1956; Бе­шев­ли­ев В. Първобъ­лгар­ски над­пи­си. Со­фия, 1992; Ле­чев Д. Ма­да­ра: пъте­во­ди­тел. [Б. м.], 2002; Ра­шев Р. Бъл­гар­ска­та ези­чес­ка кул­ту­ра VII–IX век. Со­фия, 2008.

Вернуться к началу