Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЕКИ́Ф

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 198

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Я. М. Паромов
Лекиф: 1 – чернофигурный лекиф работы мастера Амасиса. Ок. 550–530 до н. э. Музей Метрополитен (Нью-Йорк); 2 – белый лекиф. Ок. 440 до н. э. Афинский национальный археологический муз...

ЛЕКИ́Ф (греч. λήϰυϑος), ке­ра­мич. со­суд для аро­ма­ти­че­ских ма­сел в ви­де кув­шин­чи­ка с уз­кой шей­кой, ча­ще все­го не­боль­шо­го раз­ме­ра. Один из осн. ти­пов др.-греч. ваз. Для всех Л. ха­рак­тер­ны пло­ская, не­мно­го изо­гну­тая руч­ка и чёт­кие пе­ре­хо­ды от рас­ши­ряю­ще­го­ся рас­тру­бом вен­чи­ка к шей­ке, пле­чи­кам, вы­тя­ну­то­му ту­ло­ву и ши­ро­кой, ус­той­чи­вой нож­ке. Ши­ро­ко рас­про­стра­нён в 6–3 вв. до н. э. В 6 в. до н. э. фор­ма Л. эво­лю­цио­ни­ро­ва­ла от ок­руг­лой, поч­ти ша­ро­вид­ной, к бо­лее вы­тя­ну­той. В 5 в. до н. э. поя­ви­лись т. н. ари­бал­ли­че­ские Л. – со­су­ды с яй­це­вид­ным, по­лу­сфе­рич. ту­ло­вом и тре­уголь­ной в се­че­нии руч­кой (наи­бо­лее ха­рак­тер­ны для 4 в. до н. э.). В 6–5 вв. до н. э. Л. по­кры­ва­лись чер­но­фи­гур­ной (рис., 1) и крас­но­фи­гур­ной рос­пи­сью. С нач. 5 в. до н. э. по ху­дож. оформ­ле­нию осо­бое ме­сто за­ни­ма­ют со­су­ды с бе­лой об­ли­цов­кой. Рос­пись на­но­си­лась по ней раз­бав­лен­ным ла­ком, до­ве­дён­ным до крас­но­ва­то-ко­рич­не­вых и зо­ло­ти­стых от­тен­ков. Бе­лые Л. (рис., 2) от­ли­ча­лись ци­лин­д­рич. фор­мой ту­ло­ва и срав­ни­тель­но боль­ши­ми (еди­нич­но – очень круп­ны­ми) раз­ме­ра­ми. В нач. 4 в. до н. э. на крас­но­фи­гур­ных ат­ти­че­ских со­су­дах по­яв­ля­ют­ся рель­еф­ные фи­гу­ры, по­кры­тые бе­лой об­маз­кой, то­ни­ро­ван­ные ро­зо­вой и го­лу­бой крас­ка­ми. В бы­ту Л. ис­поль­зо­ва­лись в жен­ском оби­хо­де как фла­ко­ны с кос­ме­ти­кой. Осо­бо ши­ро­кое при­ме­не­ние они име­ли в по­гре­баль­ном об­ря­де, вхо­дя в со­став ин­вен­та­ря, а так­же в ка­че­ст­ве при­но­ше­ния к па­мят­ни­ку или на мо­ги­лу при по­гре­бе­нии и в дни по­ми­но­ве­ния по­кой­ни­ка. Сю­же­ты рос­пи­си Л. тем или иным об­ра­зом бы­ли свя­за­ны с куль­том умер­ших (см. в ст. Ва­зо­пись). Сре­ди Л. осо­бую груп­пу со­став­ля­ют со­су­ды 5 в. до н. э., вы­пол­нен­ные в ви­де по­ли­хром­ных ста­ту­эток. Наи­бо­лее из­вест­ны фи­гур­ные со­су­ды, най­ден­ные в кур­ган­ном мо­гиль­ни­ке Фа­на­го­рии [Аф­ро­ди­та, Сфинкс (см. илл. к ст. Ан­тич­ные го­ро­да Се­вер­но­го При­чер­но­мо­рья), Си­ре­на (рис., 3) и др.].

Лит.: Фар­ма­ков­ский Б. В. Три по­ли­хром­ные ва­зы в фор­ме ста­ту­эток, най­ден­ные в Фа­на­го­рии. П., 1921; Бла­ват­ский В. Д. Ис­то­рия ан­тич­ной рас­пис­ной ке­ра­ми­ки. М., 1953; Ви­но­гра­дов Ю. А. Боль­шой ле­киф Ксе­но­фан­та. СПб., 2007.

Вернуться к началу