Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛАОГУАНЬТА́Й

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 683

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. В. Деопик, М. Ю. Ульянов
Лаогуаньтай. Керамические сосуды (по Чжан Чжихэну).

ЛАОГУАНЬТА́Й, ар­хео­ло­гич. куль­ту­ра сред­не­ран­не­го не­оли­та в вост. и центр. час­тях до­ли­ны р. Вэй­хэ (ок. 5200–4800 до н. э.). От­но­сит­ся к зо­не древ­ней­ших аг­рар­ных оча­гов бас­сей­на сред­не­го те­че­ния Ху­ан­хэ (см. раз­дел Древ­ней­шие ар­хео­ло­ги­че­ские куль­ту­ры на тер­ри­то­рии Ки­тая в ст. Ки­тай). По­се­ле­ние Лао­гу­ань­тай, по ко­то­ро­му на­зва­на куль­ту­ра, из­вест­но с 1955, рас­коп­ки с 1959, пер­во­на­чаль­но от­но­си­лось к куль­ту­ре Бань­по. В 1979 вы­де­ле­на отд. куль­ту­ра Л.; в её со­став ино­гда вклю­ча­ют па­мят­ни­ки близ­ких куль­тур со­сед­них об­лас­тей: Бэй­шо­улин, Да­ди­вань, Лиц­зя­цунь. От­кры­тые по­се­ле­ния; на по­се­ле­нии Бай­цзя­цунь рас­ко­па­ны не­боль­шие оваль­ные по­лу­зем­лян­ки, у од­ной из них про­сле­же­ны сту­пень­ки, не­да­ле­ко от вхо­да – не­глу­бо­кая круг­лая золь­ная яма с ке­ра­ми­кой. Оди­ноч­ные грун­то­вые мо­ги­лы на по­се­ле­ни­ях; тру­по­по­ло­же­ния в осн. вы­тя­ну­тые на спи­не, не­ред­ко в со­про­во­ж­де­нии ке­ра­ми­ки (тюль­па­но­вид­ные со­су­ды на трёх нож­ках – три­по­ды; ча­ши) и ору­дий, ре­же – скор­чен­ные (они ча­ще бе­зын­вен­тар­ные). На ран­нем эта­пе из­вест­но кол­лек­тив­ное по­гре­бе­ние. Есть дет­ские за­хо­ро­не­ния в боль­ших тюль­па­но­вид­ных три­по­дах с крыш­кой. По­ка­за­тель­ны круг­ло­дон­ные ча­ши, в т. ч. на низ­ком под­до­не и на трёх нож­ках (как пра­ви­ло, ма­лень­ких), вы­тя­ну­тые ба­ноч­ные со­су­ды, ок­руг­ло­бо­кие кув­ши­ны с уз­ким гор­лом. Ка­мен­ные под­шли­фо­ван­ные то­по­ры с на­ме­чаю­щи­ми­ся пле­чи­ка­ми, тёс­ла, мо­ты­ги, скреб­ки, но­жи. Кос­тя­ные на­ко­неч­ни­ки стрел, ост­ро­ги. В ос­но­ве хо­зяй­ст­ва – про­со­вод­ст­во. Л. сло­жи­лась на ос­но­ве ме­ст­ной тра­ди­ции. Позд­нее на этой тер­ри­то­рии из­вест­ны па­мят­ни­ки куль­ту­ры Бань­по-1, но они не смы­ка­ют­ся с Л. хро­но­ло­ги­че­ски и по­ка нет дос­та­точ­ных ос­но­ва­ний для ут­вер­жде­ния об их пре­ем­ст­вен­но­сти.

Лит.: Хуа­сянь, Вэй­нань гу­дай ич­жи дяо­ча юй шиц­зюэ // Као­гу сю­эбао. 1980. № 3; Гун Ци­мин. Ши­лунь Лао­гу­ань­тай вэньхуа // Чжун­го као­гу­сюэ хуй ди­сы­цы няньхуй лунь­вэнь­цзи. Пе­кин, 1985; Линь­тун Бай­цзя­цунь. Чэн­ду, 1994; Чжун­го као­гу­сюэ тун­лунь. Нан­кин, 2000.

Вернуться к началу