Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КУДЫРГЭ́

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 252

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Панкова

КУДЫРГЭ́, ком­плекс ар­хео­ло­гич. па­мят­ни­ков в уро­чи­ще Ку­дыр­гэ на пра­вом бе­ре­гу р. Чу­лыш­ман, в 15 км вы­ше её впа­де­ния в Те­лец­кое оз. (Ал­тай, Рос­сия). От­крыт в 1924 А. Н. Глу­хо­вым (псевд. Л. Н. Глуш­ко­ва); рас­коп­ки его же и С. И. Ру­ден­ко в 1924–25, А. А. Гав­ри­ло­вой в 1948 (ос­нов­ные), А. М. Илю­ши­на и др. в 1982–83, 1985. Вклю­ча­ет от­дель­но рас­по­ло­жен­ные по­гре­бе­ния и по­ми­наль­ные ог­рад­ки др.-тюрк. вре­ме­ни (при­нес­ли К. из­вест­ность сре­ди ши­ро­ко­го кру­га тюр­ко­ло­гов), по­гре­бе­ния 12–14 вв.

Государственный Эрмитаж Кудыргэ. Обкладки луки́ седла. Эрмитаж (С.-Петербург).

Ис­сле­до­ва­ны пря­мо­уголь­ные (от 1,5 × 2 до 3,5 × 4 м) ог­рад­ки из вер­ти­каль­ных плит и ва­лу­нов, в т. ч. смеж­ные: без по­гре­бе­ний, сле­ды ог­ня и кос­ти жи­вот­ных ред­ки, внут­ри ино­гда ям­ки или ка­мен­ные ящи­ки с галь­ка­ми или не­мно­го­числ. ве­ща­ми. Др.-тюрк. по­гре­бе­ния в ямах под оваль­ны­ми или пря­мо­уголь­ны­ми ка­мен­ны­ми вы­клад­ка­ми; тру­по­по­ло­же­ния, вы­тя­ну­ты на спи­не го­ло­вой на юг, со­про­во­ж­да­лись за­хо­ро­не­ни­ем ко­ней в той же яме или в рас­по­ло­жен­ной в 5–7 м к юго-вос­то­ку (за­хо­ро­не­ние ко­ня в муж­ских по­гре­бе­ни­ях ори­ен­ти­ро­ва­но на юг, в жен­ских – на се­вер). Же­лез­ные стре­ме­на, под­пруж­ные пряж­ки, од­но­коль­ча­тые уди­ла со стерж­не­вы­ми дву­дыр­ча­ты­ми пса­лия­ми (наи­бо­лее ран­ние из древ­не­тюрк­ских), пан­цир­ные пла­сти­ны (толь­ко в ог­рад­ках), меч, кин­жа­лы, кол­ча­ны со стре­ла­ми. Кос­тя­ные на­клад­ки на лу­ки, бло­ки для чум­бу­ра, за­стёж­ки для пут; пар­ные ро­го­вые на­клад­ки на пе­ред­нюю лукý сед­ла с изо­бра­же­ни­ем двух тиг­ров и по сто­ро­нам от них – кон­ных луч­ни­ков, пре­сле­дую­щих ко­пыт­ных и мед­ве­дя (рис.). Ди­на­мич­ная сце­на кон­ной охо­ты обыч­на для др.-тюрк. пет­рог­ли­фов, статичные фи­гу­ры тиг­ров за­им­ст­во­ва­ны, ве­ро­ят­но, из иск-ва Са­са­нид­ско­го Ира­на. Ме­тал­лич. по­яс­ные и сбруй­ные на­клад­ки ге­раль­дич. сти­ля, ажур­ные, с зоо­морф­ны­ми изо­бра­же­ния­ми и др., се­реб­ря­ные и брон­зо­вые серь­ги, ими­та­ции кол­тов 4–6 вв., стек­лян­ные бу­сы. Ке­ра­ми­ка пред­став­ле­на лишь па­рой не­боль­ших со­су­дов у спи­ны и кру­па осёд­лан­но­го ко­ня. Со­хра­нил­ся де­рев. при­бор для до­бы­ва­ния ог­ня – до­щеч­ка с ок­руг­лы­ми уг­луб­ле­ния­ми и же­лоб­ка­ми. На мо­гиль­ни­ке най­ден ва­лун, на ко­то­ром вы­ре­за­ны круп­ное изо­бра­же­ние ли­чи­ны с мон­го­ло­ид­ны­ми чер­та­ми, уса­ми и бо­ро­дой и ко­ле­но­пре­кло­нён­ные спе­шив­шие­ся всад­ни­ки пе­ред жен­щи­ной и ре­бён­ком (счи­та­ет­ся пред­те­чей или од­ним из наи­бо­лее ран­них др.-тюрк. ка­мен­ных из­вая­ний; см. в ст. Ка­мен­ные ба­бы). Ог­рад­ки мог­ли пред­ше­ст­во­вать по­гре­бе­ни­ям или со­ору­жать­ся од­но­вре­мен­но с ни­ми. К. вы­де­ля­ет­ся на фо­не др. па­мят­ни­ков Ал­тая др.-тюрк. вре­ме­ни, что по­зво­ля­ет пред­по­ла­гать при­шлый ха­рак­тер по­гре­бён­ных в К. лю­дей. Хро­но­ло­гия др.-тюрк. ком­плек­са К. спор­на (в рам­ках 6–7 вв., ок. 2-й пол. 7 в., 8 в., ок. 2-й четв. – сер. 7 в.). Есть пред­по­ло­же­ние о при­над­леж­но­сти тюрк. по­гре­бе­ний К. од­но­му из пле­мён или от­ря­дов, вхо­див­ших в ор­ду Че­би-ха­на – удель­но­го кня­зя I Вост. Тюрк­ско­го ка­га­на­та, ушед­ше­го в 630 на Ал­тай. Тща­тель­но про­ана­ли­зи­ро­ван­ные А. А. Гав­ри­ло­вой на­ход­ки из К. сде­ла­ли его од­ним из опор­ных па­мят­ни­ков в изу­че­нии куль­ту­ры др.-тюрк. вре­ме­ни.

К 12–14 вв. в К. от­но­сят­ся по­гре­бе­ния под оваль­ны­ми ка­мен­ны­ми вы­клад­ка­ми, в ямах глу­би­ной 0,75–1,4 м, тру­по­по­ло­же­ния на спи­не го­ло­вой на се­вер, в ко­ло­де или гро­бу, с ору­жи­ем, сбру­ей ко­ня, се­реб­ря­ны­ми тис­нё­ны­ми ук­ра­ше­ния­ми, бы­то­вы­ми пред­ме­та­ми; так­же со­хра­ни­лись фраг­мен­ты оде­ж­ды и обу­ви.

Лит.: Ру­ден­ко С. И., Глу­хов АН. Мо­гиль­ник Ку­дыр­гэ на Ал­тае // Ма­те­риа­лы по эт­но­гра­фии. Л., 1927. Т. 3. Вып. 2; Гав­ри­ло­ва А. А. Мо­гиль­ник Ку­дыр­гэ как ис­точ­ник по ис­то­рии ал­тай­ских пле­мен. М.; Л., 1965; Ар­хео­ло­гия СССР: Сте­пи Ев­ра­зии в эпо­ху сред­не­ве­ко­вья. М., 1981; Илю­шин А. М. Мо­гиль­ник Ку­дыр­гэ и во­про­сы древ­не­тюрк­ской ис­то­рии Сая­но-Ал­тая // Па­мят­ни­ки древ­не­тюрк­ской куль­ту­ры в Сая­но-Ал­тае и Цен­траль­ной Азии. Но­во­сиб., 2000; Аз­бе­лев П. П. К ис­сле­до­ва­нию куль­ту­ры мо­гиль­ни­ка Ку­дыр­гэ на Ал­тае // Пя­тые ис­то­ри­че­ские чте­ния па­мя­ти М. П. Гряз­но­ва. Омск, 2000.

Вернуться к началу