Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОПЁНСКИЙ ЧА́АТАС

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 206

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. Л. Кызласов
Копёнский чаатас: 2 – золотые сосуды. Исторический музей (Москва).
Копёнский чаатас: 1 – бронзовые позолоченные фигурки, украшавшие луки сёдел. Исторический музей (Москва).

КОПЁНСКИЙ ЧА́АТАС, круп­ней­ший древ­не­ха­кас­ский кня­же­ский мо­гиль­ник ти­па чаа­тас, от­но­ся­щий­ся к Чаа­тас куль­ту­ре (6 – 1-я пол. 9 вв.) в уро­чи­ще Ко­пён-Ха­ра­гай, на ле­вом бе­ре­гу Ени­сея в устье р. Тесь (Бо­град­ский р-н Ха­ка­сии, Рос­сия). Пер­вые на­уч. опи­са­ния с 1720-х гг. в хо­де ака­де­мич. экс­пе­ди­ций Д. Г. Мес­сер­шмид­та, И. Г. Гме­ли­на, Г. Ф. Мил­ле­ра со­став­ле­ны на ос­но­ве све­де­ний бро­дя­ги Я. В. Се­лен­ги, ко­то­рый, до­бы­вая со­кро­ви­ща, про­жил в зем­лян­ке на К. ч. ок. 20 лет. К. ч. со­дер­жит неск. со­тен ка­мен­ных кур­га­нов, бо­га­тые за­хо­ро­не­ния ко­то­рых б. ч. раз­граб­ле­ны в 18 в. Ок. 40 кур­га­нов зна­ти об­ра­зу­ют 7 фа­миль­ных ря­дов. С. В. Ки­се­лё­вым и Л. А. Ев­тю­хо­вой в 1939–40 рас­ко­па­но 6 кур­га­нов выс. до 2,5 м, ко­то­рые ока­за­лись руи­на­ми мно­го­уголь­ных мав­зо­ле­ев со сте­на­ми из кам­ня-плит­ня­ка и под­зем­ны­ми ка­ме­ра­ми. Сна­ру­жи у ка­ж­до­го уг­ла мав­зо­лея ус­та­нав­ли­ва­лась вер­ти­каль­ная ка­мен­ная сте­ла. Не­смот­ря на то, что за­хо­ро­не­ния бы­ли раз­граб­ле­ны, в хо­де рас­ко­пок най­де­ны сот­ни из­де­лий, свя­зан­ных с куль­ту­рой ср.-век. Древ­не­ха­кас­ско­го гос-ва (Кыр­гыз­ско­го ка­га­на­та), в т. ч. рос­кош­но ор­на­мен­ти­ро­ван­ные зо­ло­тые, се­реб­ря­ные, брон­зо­вые, сталь­ные и др. из­де­лия. Пред­по­ла­га­ют, что рель­еф­ные брон­зо­вые фи­гур­ки, ук­ра­шав­шие лу­ки сё­дел (рис., 1), пред­став­ля­ют ми­фо­ло­гич. сце­ны «кос­ми­че­ской охо­ты»; изо­бра­жён­ные на них всад­ни­ки-луч­ни­ки впер­вые по­зво­ли­ли де­таль­но пред­ста­вить об­лик и кос­тюм степ­ня­ка то­го вре­ме­ни. Мно­го­числ. ре­мен­ные на­клад­ки ук­ра­ше­ны фи­гу­ра­ми фе­ник­сов, уток, львов, кры­ла­тых дра­ко­нов, «смо­к­ва­ми», рас­тит. узо­ром (ин­тер­пре­ти­ру­ют как сим­во­лы бес­ко­неч­но­сти жиз­ни и борь­бы све­та с тьмой, свя­зан­ные с ма­ни­хей­ст­вом) и др. На­бор зо­ло­тых пир­ше­ст­вен­ных со­су­дов (рис., 2) на блю­де имел по­яс­няю­щие над­пи­си ени­сей­ским ру­нич. пись­мом (см. в ст. Ор­хо­но-ени­сей­ские над­пи­си), ука­зы­вав­шие на чис­то­ту зо­ло­та и под­не­сён­ную кня­зю дра­го­цен­ны­ми из­де­лия­ми дань (кю­мюш). На­ход­ки хра­нят­ся в ГИМ. Раз­граб­ле­ние мо­гиль­ни­ка во­зоб­но­ви­лось в кон. 20 – нач. 21 вв.

Лит.: Ев­тю­хо­ва Л., Ки­се­лев С. Чаатас у се­ла Ко­пе­ны // Тру­ды Го­су­дар­ст­вен­но­го Ис­то­ри­че­ско­го му­зея. М., 1940. Вып. 11; Ки­се­лев С. В. Древ­няя ис­то­рия Юж­ной Си­би­ри. М., 1950; Кыз­ла­сов Л. Р., Ко­роль Г. Г. Де­ко­ра­тив­ное ис­кус­ст­во сред­не­ве­ко­вых ха­ка­сов как ис­то­ри­че­ский ис­точ­ник. М., 1990.

Вернуться к началу