Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИНКЕРМА́Н

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 382

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. О. Гавритухин, Л. А. Голофаст

ИНКЕРМА́Н (от тур. Ин-Кер­мен – пе­щер­ная кре­пость), ком­плекс ис­то­ри­ко-куль­тур­ных па­мят­ни­ков в Юж. Кры­му, в Ин­кер­ман­ской до­ли­не (бас­сейн р. Чёр­ная), око­ло г. Ин­кер­ман.

Инкерман. Фибулы из погребения 12 могильника Сахарная Головка. 2-я пол. 5 в. (реконструкция их ношения Э. А. Хайрединовой).

Мо­гиль­ник позд­не­го брон­зо­во­го ве­ка у Ава­рий­но­го се­ли­ща; по­селе­ние и мо­гиль­ник ки­зил-ко­бин­ской куль­ту­ры, ср.-век. скаль­ный мо­на­стырь у мы­са Уч-Баш (во вре­мя Вел. Отеч. вой­ны в пе­ще­рах рас­по­ла­га­лись гос­пи­та­ли, скла­ды, мас­тер­ские, взо­рван­ные сов. вой­ска­ми при от­сту­п­ле­нии в ию­не 1942); ряд се­лищ и го­ро­дищ 1-го тыс. до н. э.; го­ро­ди­ще 1-го тыс. до н. э. – 13 в. н. э. и бо­лее 10 ср.-век. скаль­ных церк­вей у За­гай­тан­ской ска­лы; позд­не­ан­тич­ные мо­гиль­ни­ки. Для ис­сле­до­ва­ния ок­ру­ги Хер­со­не­са в рим. вре­мя осо­бен­но ва­жен пол­но­стью рас­ко­пан­ный С. Ф. Стрже­лец­ким и Ю. А. Ба­би­но­вым в 1954–67 мо­гиль­ник у сов­хо­за «Се­ва­сто­поль­ский» (др. назв. «Сов­хоз № 10»). Од­ним из опор­ных ар­хео­ло­гич. па­мят­ни­ков для изу­че­ния куль­ту­ры Юж. Кры­ма в 3 – нач. 5 вв. яв­ля­ет­ся Ин­кер­ман­ский мо­гиль­ник у устья р. Чёр­ная, где Е. В. Вей­марн в 1940, 1941, 1948 ис­сле­до­вал зем­ля­ные скле­пы, под­бой­ные и ям­ные мо­ги­лы, в т. ч. с ору­жи­ем, им­порт­ны­ми из­де­лия­ми и др. (см. так­же Друж­ное). Ана­ло­гич­ные ти­пы по­гре­бе­ний 2-й пол. 5 – 1-й пол. 8 вв. изу­ча­лись на мо­гиль­ни­ке у вы­со­ты Са­хар­ная Го­лов­ка, в 3 км от устья Чёр­ной.

Инкерман. Крепость Каламита на Монастырской скале. Архив БРЭ

Кре­пость на вост. бе­ре­гу р. Чёр­ная (у её впа­де­ния в Се­ва­сто­поль­скую бух­ту), в юго-зап. час­ти Мо­на­стыр­ской ска­лы, воз­ник­ла во 2-й пол. 6–7 вв. в свя­зи с дея­тель­но­стью ви­зант. ад­мини­ст­ра­ции по ук­ре­п­ле­нию под­сту­пов к Хер­со­ну (Хер­со­не­су). Во­зоб­нов­ле­на не позд­нее 14 в. в со­ста­ве кн-ва Фео­доро (см. в ст. Ман­гуп), слу­жи­ла для обо­ро­ны вы­хо­да к мо­рю, вбли­зи на­хо­ди­лось от­кры­тое по­се­ле­ние, ори­ен­ти­рован­ное на тор­гов­лю и ры­бо­лов­ст­во; из­вест­ны с нач. 14 в. по итал. кар­там под назв. Ка­ла­ми­та (ва­ри­ан­ты пе­ре­во­да: с греч. яз. – ка­мы­шо­вая, с лат. – бед­ст­вие, не­сча­стье, и др.). В 1420-х гг., при ман­гуп­ском кн. Алек­сее, стро­ит­ся но­вая сис­те­ма обо­ро­нит. со­ору­же­ний (сте­ны-«кур­ти­ны», 6 ба­шен, ров и гла­сис, вы­руб­лен­ные в ска­ле), свя­зан­ные с ни­ми хра­мы, ко­ло­дец в ска­ле и др. (ис­сле­до­ва­ния А. Л. Бер­тье-Де­ла­гар­да в 1890-х гг., В. П. Ба­бен­чи­ко­ва в 1937, Е. В. Вей­мар­на в 1948–52, В. Ф. Фи­лип­пен­ко в 1980-е гг.; сре­ди на­хо­док – пли­та с изо­бра­же­ни­ем ка­ра­ва­на су­дов, над­пи­си и др.). В 1434 кре­пость за­хва­че­на и со­жже­на ге­ну­эз­ца­ми, ок. 1441 воз­вра­ще­на в со­став Фео­до­ро и вос­ста­нов­ле­на. В 1475 за­воё­ва­на тур­ка­ми и пе­ре­име­но­ва­на в Ин-Кер­мен, в кон. 16 – нач. 17 вв. пе­ре­строе­на с учё­том при­ме­не­ния ог­не­стрель­но­го ору­жия. В 18 в. те­ря­ет зна­че­ние.

Инкерман. Пещерный монастырь Св. Климента. Архив БРЭ

Пе­щер­ные мо­на­сты­ри и ски­ты И., су­дя по но­вым ис­сле­до­ва­ни­ям, поя­ви­лись в 10–11 вв. (бо­лее ран­ние да­ти­ров­ки спор­ны), к 14–15 вв. здесь сфор­ми­ро­вал­ся мо­на­ше­ский центр, вклю­чаю­щий не ме­нее 8 мо­на­стыр­ских ком­плек­сов (из­вест­ны ос­тат­ки бо­лее 30 ср.-век. церк­вей). Б. ч. их ос­тав­ле­на по­сле за­хва­та Кры­ма тур­ка­ми в 1475, ос­таль­ные – по­сле вы­се­ле­ния хри­сти­ан из Кры­ма в 1778.

В 1850 на скло­не Мо­на­стыр­ской скалы во­зоб­нов­лён пра­во­слав­ный мо­на­стырь, на­зван­ный в честь свя­тых Кли­мен­та I и Мар­ти­на I (за­крыт к 1931, вновь от­крыт в 1991), вклю­чаю­щий бо­лее 200 пе­щер­ных, по­лу­под­зем­ных, на­зем­ных по­ме­ще­ний, в т. ч. ан­самбль пе­щер­ных церк­вей: трёх­неф­ная ба­зи­ли­ка Св. Кли­мен­та (в сред­ние ве­ка – Св. Ге­ор­гия), ц. Св. Ан­д­рея Пер­во­зван­но­го, ц. Св. Мар­ти­на (все пред­по­ло­жи­тель­но 14–15 вв., ин­терь­е­ры ре­кон­ст­руи­ро­ва­ны в 1867 худ. Д. М. Сту­ко­вым); на­зем­ная ц. Св. Трои­цы (1867, вос­соз­да­на в нач. 2000-х гг.).

Руи­ны кре­по­сти Ка­ла­ми­та, мо­на­стыр­ские и др. объ­ек­ты вхо­дят в Му­зей-за­по­вед­ник «Хер­со­нес Тав­ри­че­ский».

Лит.: Бер­тье-Де­ла­гард А. Л. Ка­ла­ми­та и Фео­до­ро // Изв. Тав­ри­че­ской уче­ной ар­хив­ной ко­мис­сии. 1918. № 55; Археологiчнi пам’ятки УРСР. 1963. Т. 13; Ай­ба­бин А. И. Хро­но­ло­гия мо­гиль­ни­ков Кры­ма позд­не­рим­ско­го и ран­не­сред­не­ве­ко­во­го вре­ме­ни // Ма­те­риа­лы по ар­хео­ло­гии, ис­то­рии и эт­но­гра­фии Тав­рии. Сим­фе­ро­поль, 1990. Вып. 1; Стрже­лец­кий С. Ф. и др. На­се­ле­ние ок­ру­ги Хер­со­не­са в пер­вой по­ло­ви­не I ты­ся­че­ле­тия н. э. // Stratum plus. 2003–2004. № 4; Гер­цен А. Г., Мах­не­ва-Чер­нец О. А. «Пе­щер­ные го­ро­да» Кры­ма. Сим­фе­ро­поль, 2004; Мо­га­ри­чев Ю. М. «Пе­щер­ные го­ро­да» в Кры­му. Сим­фе­ро­поль, 2005.

Вернуться к началу