Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДУНЬХУА́Н

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 418

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Г. Белозёрова, М. Ю. Ульянов
Дуньхуан. Часть настенной росписи пещеры 254. Между 439 и 534.
Дуньхуан. Настенная роспись западной стены пещеры 285. Между 535 и 556.

ДУНЬХУА́Н, ис­то­рич. го­род в зап. час­ти пров. Гань­су (Ки­тай). Нас. 127,5 тыс. чел. (2007). Ос­но­ван по при­ка­зу имп. У-ди в 111 до н. э. как центр од­но­им. ок­ру­га. С 317 н. э. Д. вхо­дил в со­став разл. го­су­дарств, воз­ни­кав­ших на се­ве­ре Ки­тая, в 400 стал сто­ли­цей гос-ва, соз­дан­но­го Ли Гао и раз­гром­лен­но­го сюн­ну в 420. В 421 Д. за­ня­ли вой­ска кит. гос-ва Сев. Лян, в 439 об­ласть во­шла в со­став Сев. Вэй, в 557 – Сев. Чжоу. В кон­це 6 в. провинция Д. ста­ла ча­стью им­пе­рии Суй, в 605–609 сю­да бы­ла на­прав­ле­на ко­мис­сия для изу­че­ния воз­мож­но­стей тор­го­во­го пу­ти на за­пад. К 640 Д. был вклю­чён в со­став им­пе­рии Тан. В 781 Д. и ряд др. зе­мель за­хва­ти­ли ти­бет­цы (то­бо). В 848 они бы­ли из­гна­ны в ре­зуль­та­те вой­ны, на­ча­той ме­ст­ным бо­га­чом Чжан Ичао, ос­но­вав­шим в 866 ди­на­стию пра­ви­те­лей Д.; в 907, по­сле па­де­ния им­пе­рии Тан, Чжан Чэн­фэн соз­дал здесь гос-во, но в 911 стал вас­са­лом уй­гур­ско­го гос-ва Кочо. С 1036 Д. кон­тро­ли­ро­ва­ли пле­ме­на зап. ця­нов, за­тем – гос-во тан­гу­тов Зап. Ся. В 1227 Д. за­хва­ти­ли мон­го­лы, в 1271 го­род вклю­чён в гос-во Юань (с 1281 часть пров. Гань­су). С 1403 в со­ста­ве гос-ва Мин; по­сле за­кры­тия Ки­тая для ино­ст­ран­цев Д. в 1524 по­те­рял зна­че­ние важ­но­го пе­ре­ва­лоч­но­го пунк­та. Был од­ним из уз­ло­вых пунк­тов Ве­ли­ко­го шёл­ко­во­го пу­ти, од­ним из цен­тров буд­диз-ма. Пра­ви­те­ли Д. об­ла­да­ли боль­шой сте­пе­нью не­за­ви­си­мо­сти, осо­бен­но в пе­рио­ды ос­лаб­ле­ния или рас­па­да им­пе­рий.

К юго-вос­то­ку от Д., на вост. скло­не скаль­но­го мас­си­ва Мин­ша­шань, рас­по­ло­жен пе­щер­ный буд­дий­ский мо­на­стыр­ский ком­плекс, име­нуе­мый Цянь­фо­дун («Пе­ще­ры ты­ся­чи Будд») или Мо­гао. Су­дя по над­пи­си на сте­не од­ной из пе­щер, он ос­но­ван мо­на­хом Лэц­зу­нем в 366 (по др. ис­точ­ни­кам, в 362, 353, в нач. 3 в.), строи­тель­ст­во про­дол­жа­лось до 14 в. (уже к 698 бы­ло бо­лее 1000 по­ме­ще­ний); соз­да­вал­ся под влия­ни­ем школ центр. Ки­тая, инд., иран­ской, центр.-ази­ат. тра­ди­ций. За­тем мо­на­стырь был за­бро­шен и за­сы­пан ополз­ня­ми, бла­го­да­ря че­му в су­хом кли­ма­те пус­ты­ни мно­гое со­хра­ни­лось. Вновь об­на­ру­жен буд­дий­ским мо­на­хом Ван Юань­лу в 1900, ис­сле­до­вал­ся мн. экс­пе­ди­ция­ми, в т. ч. А. Стей­на, П. Пел­лио, С. Ф. Оль­ден­бур­га и др. (вы­ве­зен­ные то­гда на­ход­ки со­ста­ви­ли бо­га­тей­шие кол­лек­ции во мно­гих на­уч. цен­трах за пре­де­ла­ми Ки­тая), в 1944 соз­дан Ин-т по изу­че­нию Д., в 1984 – Ака­де­мия, ве­ду­щие сис­те­ма­тич. ар­хео­ло­гич. и рес­тав­рац. ра­бо­ты. Сей­час из­вест­ны: 494 пе­ще­ры, рас­по­ло­жен­ные в 4–5 яру­сов на про­тя­же­нии бо­лее чем 1000 м; бо­лее 40 тыс. ру­ко­пи­сей, кси­ло­гра­фий, эпи­гра­фич. и др. па­мят­ни­ков кит., хо­та­но-сак­ской, со­гдий­ской, то­хар­ской, ти­бет­ской, др.-тюрк­ской, уй­гур­ской пись­мен­но­сти (хо­зяйств. и адм. до­ку­мен­ты, ре­ли­ги­оз­ные, лит., ис­то­рич., муз. про­из­ве­де­ния и т. д.); 45 тыс. м 2 на­стен­ной жи­во­пи­си; ок. 2400 по­ли­хром­ных скульп­тур; ри­сун­ки на шёл­ке; тка­ни (в т. ч. ки­тай­ские, на ко­то­рых от­ме­че­ны ме­сто из­го­тов­ле­ния, раз­мер, вес, це­на кус­ка); за­хо­ро­не­ния кос­тей мо­на­хов в ур­нах-шка­тул­ках и др.

Рос­пи­си пе­щер вы­пол­не­ны клее­вы­ми крас­ка­ми по су­хо­му грун­ту. Для рос­пи­сей 5–6 вв. ха­рак­тер­ны крас­но-ко­рич­не­вый фон, го­ри­зон­таль­ная фри­зо­вая ком­по­зи­ция с ла­ко­нич­ны­ми и ди­на­мич­ны­ми изо­бра­же­ния­ми на сю­же­ты «Джа­та­ки» и др. С 7–8 вв. в рос­пи­сях на­ча­ли пре­об­ла­дать бе­лый фон и па­но­рам­ные про­стран­ст­вен­ные по­строе­ния, в ко­то­рых в рам­ках те­мы рай­ской стра­ны Буд­ды Ами­таб­хи всё боль­шее ме­сто за­ни­ма­ла пей­заж­ная и бы­то­вая те­ма­ти­ка. При­ми­тив­ность и сти­ли­стич. не­од­но­род­ность ран­них рос­пи­сей сме­ни­лась утон­чён­но-эле­гант­ным сти­лем пись­ма, а мрач­ный экс­прес­сив­ный ко­ло­рит – свет­лой цве­то­вой гам­мой. Все пер­со­на­жи при­об­ре­ли ме­ст­ные эт­нич. чер­ты. Дра­ма­тизм ре­лиг. ис­ка­ний от­сту­пил пе­ред тра­диц. кит. эти­кой «сре­дин­но­го пу­ти». Рос­пи­си 10–14 вв. сви­де­тель­ст­ву­ют о глу­бо­кой и все­сто­рон­ней ки­таи­за­ции ис­ход­ной инд. и центр.-ази­ат. буд­дий­ской ико­но­гра­фии. Пе­щер­ный ком­плекс вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

Д. яв­ля­ет­ся ту­ри­стич. цент­ром (в 2006 по­се­ти­ло ок. 1,2 млн. чел.), раз­ви­ва­ет­ся сфе­ра ус­луг.

Лит.: Akiiyama T., Matsubara S. Arts of Chi­na. Tokyo, 1972. Vol. 2: Buddhist cave tem­ples. New researches; Art treasures of dun­hu­ang. Hong Kong, 1981; The art of Central Asia / Ed. R. Whitfield. Tokyo, 1982–1985. Vol. 1–3; Мень­ши­ков Л. Н. Спи­сок ра­бот по дуньхуа­но­ве­де­нию, опуб­ли­ко­ван­ных рос­сий­ски­ми уче­ны­ми // Пе­тер­бург­ское вос­то­ко­ве­де­ние. СПб., 1993. Вып. 4.

Вернуться к началу