Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

«СВОБО́ДНИКИ»

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 559-560

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. А. Иникова

«СВОБО́ДНИКИ» («Сы­ны сво­бо­ды»), ра­ди­каль­ное со­ци­аль­но-ре­лиг. те­че­ние, офор­мив­шее­ся в сре­де рус. ду­хо­бор­цев в Ка­на­де.

В 1898–99 по­сле ак­ции со­жже­ния все­го имев­ше­го­ся в до­мах «С.» ору­жия (1895) и ре­прес­сий со сто­ро­ны пра­ви­тель­ст­ва из Рос­сии в Ка­на­ду эмиг­ри­ро­ва­ли наи­бо­лее по­сле­до­ва­тель­ные сто­рон­ни­ки ли­де­ра ду­хо­бор­цев П. В. Ве­ри­ги­на, раз­де­ляв­шие про­по­ве­дуе­мое им уче­ние, в ос­но­ве ко­то­ро­го ле­жа­ли тол­стов­ские идеи (см. Тол­стов­цы) не­на­си­лия, ве­ге­та­ри­ан­ст­ва, ком­му­наль­ной жиз­ни, не­при­зна­ния ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти на зем­лю. Ка­над. пра­ви­тель­ст­во ос­во­бо­ди­ло ду­хо­бор­цев от во­ин­ской по­вин­но­сти, но по­тре­бо­ва­ло вы­пол­не­ния ос­таль­ных за­ко­нов: при­ня­тия в соб­ст­вен­ность вы­де­лен­ных го­су­дар­ст­вом зе­мель­ных уча­ст­ков, гра­ж­дан­ст­ва, пре­дос­тав­ле­ния вла­стям дан­ных о ро­ж­де­ни­ях, бра­ках и смер­тях, по­се­ще­ния деть­ми англ. школ и пр. Ду­хо­бор­цы вос­при­ня­ли эти тре­бо­ва­ния как по­ку­ше­ние на их ус­тои и вме­ша­тель­ст­во во внутр. жизнь об­щи­ны, что и ста­ло при­чи­ной воз­ник­но­ве­ния те­че­ния «С.», стре­мив­ше­го­ся не до­пус­тить ас­си­ми­ля­ции ду­хо­бор­цев. Оп­ре­де­ляю­щее влия­ние на вы­бор форм про­тес­та ока­за­ли пись­ма Ве­ри­ги­на, от­бы­вав­ше­го ссыл­ку в Рос­сии.

Архив К. И. Тарасова Первый поход «свободников» по Канаде. Фото 1902.

«Сво­бод­ни­че­ст­во» окон­ча­тель­но офор­ми­лось в 1902, ко­гда часть ду­хо­бор­цев от­пус­ти­ла на во­лю скот, на­зва­ла се­бя «сы­на­ми сво­бо­ды» и от­пра­ви­лась в по­ход по Ка­на­де с про­по­ве­дью сво­его уче­ния, на­встре­чу ожи­дае­мо­му из Рос­сии Ве­ри­ги­ну. «С.» при­зы­ва­ли от­ка­зать­ся от соб­ст­вен­но­сти (осо­бен­но на зем­лю, ко­то­рая при­над­ле­жит толь­ко Бо­гу), от уча­стия в на­си­лии (в т. ч. от служ­бы в ар­мии), от экс­плуа­та­ции лю­дей и жи­вот­ных, от со­труд­ни­че­ст­ва с го­су­дар­ст­вом – гл. ор­га­ни­за­то­ром на­си­лия; от ци­ви­ли­за­ции, в т. ч. от об­ра­зо­ва­ния и нау­ки, пре­кра­тить про­из­во­ди­тель­ную дея­тель­ность и вер­нуть­ся к вре­ме­нам Ада­ма и Евы. По­ход по­ло­жил на­ча­ло тра­ди­ции стран­ни­че­ст­ва «С.» по ду­хо­борч. се­ле­ни­ям и бли­жай­шим го­ро­дам. «С.» ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­ли об­на­же­ние в пуб­лич­ных мес­тах, т. н. го­лов­ст­во, ко­то­рое, как они счи­та­ли, сим­во­ли­зи­ро­ва­ло их нравств. чис­то­ту и про­тест про­тив вла­с­тей и за­ко­нов. Пер­вы­ми ак­та­ми борь­бы «С.» с ци­ви­ли­за­ци­ей ста­ло унич­то­же­ние по­ля пше­ни­цы и с.-х. тех­ни­ки, за­тем по­сле­до­ва­ли под­жо­ги школ, ча­ст­ных до­мов, пред­при­ятий об­щи­ны ду­хо­бор­цев, под­ры­вы же­лез­ных до­рог и ли­ний элек­тро­пе­ре­да­чи.

Чис­ло «С.» ко­ле­ба­лось от не­сколь­ких со­тен до не­сколь­ких ты­сяч че­ло­век и за­ви­се­ло от по­ли­тич. си­туа­ции в Ка­на­де и по­зи­ции ру­ко­во­ди­те­лей сек­ты. Кос­тяк со­став­ля­ли т. н. ко­рен­ные «С.», про­жи­вав­шие в по­се­ле­ни­ях Кре­сто­ва и Гил­пин (пров. Брит. Ко­лум­бия). В пе­рио­ды обо­ст­ре­ния от­но­ше­ний с вла­стя­ми ря­ды «С.» по­пол­ня­лись чле­на­ми ду­хо­борч. Хри­сти­ан­ской об­щи­ны все­мир­но­го брат­ст­ва (ХОВБ; позд­нее пре­об­ра­зо­ва­на в Со­юз ду­хов­ных об­щин Хри­ста, Со­юз ДОХ), а так­же ду­хо­бор­ца­ми, вы­шед­ши­ми из об­щи­ны и по­лу­чив­ши­ми назв. «не­за­ви­си­мых».

В 1950-х гг., по­сле то­го как пра­ви­тель­ст­во ста­ло на­силь­ст­вен­но от­би­рать у них де­тей школь­но­го воз­рас­та, «С.» пред­при­ня­ли по­пыт­ку вы­ехать в СССР. В 1958 в СССР бы­ли на­прав­ле­ны де­ле­га­ты, но пе­ре­се­ле­ние не со­стоя­лось, т. к. сов. пра­ви­тель­ст­во не га­ран­ти­ро­ва­ло «С.» ос­во­бо­ж­де­ние от служ­бы в ар­мии.

Ру­ко­во­ди­те­ли об­щи­ны ду­хо­бор­цев ис­поль­зо­ва­ли дви­же­ние «С.» как сред­ст­во дав­ле­ния на ка­над. пра­ви­тель­ст­во в во­про­сах при­ня­тия мет­рик, по­се­ще­ния школ и пр. В то же вре­мя «С.» сво­ей дея­тель­но­стью на­но­си­ли зна­чит. ма­те­ри­аль­ный и мо­раль­ный урон ХОВБ (Сою­зу ДОХ), рас­ка­лы­ва­ли ду­хо­борч. со­об­ще­ст­во. С. С. Со­ро­ки­ну, поя­вив­ше­му­ся в Ка­на­де в 1950, по­сте­пен­но уда­лось убе­дить часть «С.» пре­кра­тить под­жо­ги, под­ры­вы и «го­лов­ст­во». Чле­ны этой груп­пы ста­ли име­но­вать­ся «ре­фор­ми­ро­ван­ны­ми». Они ос­но­ва­ли в Брит. Ко­лум­бии Но­вый По­сё­лок. Од­на­ко «ко­рен­ные сво­бод­ни­ки» про­дол­жа­ли свою дея­тель­ность.

В нач. 1960-х гг. тер­ро­ри­стич. дея­тель­ность «С.» уси­ли­лась. Их идео­ло­гия окон­ча­тель­но ут­ра­ти­ла гу­ма­ни­стич. на­ча­ло, при­су­щее взгля­дам пер­вых «С.». По­сле мас­со­вых аре­стов «С.», по­лу­чив­ших дли­тель­ные сро­ки тю­рем­но­го за­клю­че­ния, и пе­ре­хо­да ка­над. пра­ви­тель­ст­ва к муль­ти­куль­тур­ной по­ли­ти­ке «сво­бод­ни­че­ст­во» мед­лен­но по­шло на спад. По­след­ний под­жог со­вер­шён «ко­рен­ной сво­бод­ни­цей» в авг. 2001. «С.» от­ка­за­лись от на­ме­ре­ния вер­нуть­ся в Рос­сию, ос­ла­бе­ли их ре­ли­ги­оз­ность, ве­ра в ду­хо­борч. во­ж­дей и их про­ро­че­ст­ва. К нач. 21 в. в Кре­сто­ве и в Но­вом По­сёл­ке было уже мно­го тех, кто ку­пил зем­лю в соб­ст­вен­ность и пла­тил все на­ло­ги. Жи­те­ли Гил­пи­на, од­на­ко, до сих пор не пла­тят на­ло­ги, и зем­ля, на ко­то­рой они жи­вут, по-преж­не­му счи­та­ет­ся го­су­дар­ст­вен­ной. В нач. 21 в. «С.», как и др. гра­ж­да­не Ка­на­ды, поль­зу­ют­ся пен­сия­ми и со­ци­аль­ны­ми вы­пла­та­ми, их де­ти хо­дят в англ. шко­лы. В до­мах «С.», за ред­ким ис­клю­че­ни­ем, есть элек­три­че­ст­во, те­ле­ви­зо­ры и те­ле­фо­ны. С нач. 2000-х гг. «С.» со­вме­ст­но с чле­на­ми Сою­за ДОХ уча­ст­ву­ют в мо­лит­вен­ных со­б­ра­ни­ях, бла­го­тво­рит. и куль­тур­ных ак­ци­ях.

Лит.: Holt S. Terror in the name of God. N. Y., 1965; Woodcock G., Avakumovic I. The Dou­khobors. Ottawa, 1977; Ини­ко­ва С. А. Уче­ние Л. Н. Тол­сто­го и «Сы­ны сво­бо­ды» в Ка­на­де // Ре­ли­гио­ве­де­ние. 2002. № 3.

Вернуться к началу