Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ОМЕЙЯ́ДЫ

Авторы: Т. К. Кораев

ОМЕЙЯ́ДЫ, ди­на­стия пра­ви­те­лей араб. Ха­ли­фа­та в 661–750, Кор­дов­ско­го эми­ра­та в 756–929 и Кор­дов­ско­го ха­ли­фа­та в 929–1031. Про­ис­хо­ди­ла из мек­кан­ско­го ку­рей­шит­ско­го ро­да Омейя (Умайя). При­шла к вла­сти в ре­зуль­та­те по­бе­ды Муа­вии ибн Аби Суфь­я­на (Муа­вия I), на­ме­ст­ни­ка Ха­ли­фа­та в Си­рии, над ха­ли­фом Али ибн Аби Та­ли­бом. Сир. зем­ли со сто­ли­цей в Да­ма­ске бы­ли гл. опо­рой О. (от­сю­да Да­мас­ский ха­ли­фат – встре­чаю­щее­ся в ис­то­рио­гра­фии на­зва­ние их дер­жа­вы). 

По­сле во­ца­ре­ния омей­яд­ские ха­ли­фы про­дол­жи­ли за­вое­ват. по­ли­ти­ку сво­их пред­ше­ст­вен­ни­ков. Они по­ко­ри­ли Сев. Аф­ри­ку, б. ч. Пи­ре­ней­ско­го п-ова, за­пад Центр. Азии, Синд, Та­ба­ри­стан и Гор­ган (см. Араб­ские за­вое­ва­ния), ве­ли дли­тель­ную, но без­ус­пеш­ную вой­ну про­тив Ви­зан­тии, не­од­но­крат­но оса­ж­да­ли Кон­стан­ти­но­поль (668–669, 674–677 и др.). Для управ­ле­ния сво­ей дер­жа­вой, имев­шей пё­ст­рый эт­нич. со­став и объ­е­ди­няв­шей об­лас­ти с раз­ным уров­нем эко­но­мич. раз­ви­тия, О. уч­ре­ди­ли на­ме­ст­ни­че­ст­ва (пер­во­на­чаль­но 9, за­тем 5), во­ен., адм. и су­деб­ные пре­ро­га­ти­вы в ко­то­рых при­над­ле­жа­ли эми­рам; в не­ко­то­рых слу­ча­ях сбо­ром на­ло­гов ве­да­ли осо­бые чи­нов­ни­ки (са­хиб аль-ха­радж), а су­до­про­из­вод­ст­вом – ка­ди. Вер­хов­ным соб­ст­вен­ни­ком всех зе­мель в омей­яд­ском Ха­ли­фа­те счи­та­лось го­су­дар­ст­во, в его не­по­сред­ст­вен­ном управ­ле­нии на­хо­ди­лись быв. вла­де­ния са­са­нид­ских ша­хан­ша­хов и ви­зант. им­пе­ра­то­ров, иран. и греч. зна­ти, по­гиб­шей или бе­жав­шей от за­вое­ва­те­лей, а так­же вы­мо­роч­ные и кон­фи­ско­ван­ные вла­де­ния. Гос. зе­мель­ный фонд слу­жил ис­точ­ни­ком по­жа­ло­ва­ний араб. пле­мен­ной и от­час­ти слу­жи­лой вер­хуш­ке – осн. со­ци­аль­ной опо­ре ди­на­стии. Зем­ле­вла­дель­цы об­ла­га­лись по­зе­мель­ным на­ло­гом: му­суль­ма­не – уш­ром, не­му­суль­ма­не – бо­лее об­ре­ме­ни­тель­ным ха­рад­жем. С це­лью уси­ле­ния по­зи­ций центр. вла­сти и бо­лее стро­гого кон­тро­ля над об­лас­тя­ми уже при Муа­вии I был уч­ре­ж­дён ди­ван аль-ха­там (кан­це­ля­рия), вос­ста­нов­лен ди­ван аль-ба­рид (поч­то­вая служ­ба), пре­кра­тив­ший функ­цио­ни­ро­вать во вре­мя пер­вых за­вое­ва­ний, а так­же со­зда­но гл. каз­но­хра­ни­ли­ще. В 669 Муа­вия I объ­я­вил сво­его сы­на Язи­да I (680–683) пре­ем­ни­ком, ут­вер­див тем са­мым на­следств. прин­цип пе­ре­да­чи ха­лиф­ских пол­но­мо­чий при со­хра­не­нии фор­маль­ной вы­бор­но­сти это­го са­на. Со смер­тью Муа­вии I пре­тен­зии на власть в Ха­ли­фа­те зая­ви­ли Али­ды (на­след­ни­ки Али ибн Аби Та­ли­ба); вспых­ну­ло вос­ста­ние в Ме­ди­не (по­дав­ле­но 26.8.680) и Мек­ке. В ре­зуль­та­те ско­ро­по­стиж­ной кон­чи­ны Язи­да I стар­шая ветвь О. (Суфь­я­ни­ды) пре­сек­лась, власть пе­ре­шла к пред­ста­ви­те­лю млад­шей вет­ви ди­на­стии Мар­ва­ну (Мер­ва­ну) ибн аль-Ха­ка­му (684–685), что по­слу­жи­ло про­ло­гом к за­тяж­но­му кри­зи­су му­сульм. дер­жа­вы. Про­тив сы­на Мар­ва­на ибн аль-Ха­ка­ма, Абд аль-Ма­ли­ка, вы­сту­пи­ли шии­ты, удер­жи­вав­шие Ку­фу и Бас­ру (685–687), ха­рид­жи­ты, раз­вер­нув­шие в 693–696 пар­ти­зан­скую вой­ну в Фар­се и Ниж­нем Дву­ре­чье, а так­же «ан­ти­ха­лиф» Аб­дал­лах ибн аз-Зу­байр, дли­тель­ное вре­мя вла­ст­во­вав­ший над Мек­кой. В ожес­то­чён­ном про­ти­во­бор­ст­ве, по­след­ним эпи­зо­дом ко­то­ро­го стал во­ен. мя­теж Ибн аль-Аша­са в 700–702, Абд аль-Ма­лик не толь­ко одер­жал верх, но и обес­пе­чил на­сле­до­ва­ние ха­лиф­ско­го са­на пред­ста­ви­те­ля­ми сво­его ро­да. При нём и при его пре­ем­ни­ке аль-Ва­ли­де (705–715) араб. яз. ут­вер­дил­ся в ка­че­ст­ве гос. язы­ка Ха­ли­фа­та, вы­тес­нив греч. и ср.-перс. язы­ки, бы­ла соз­да­на еди­ная де­неж­ная сис­те­ма, ба­зи­ро­вав­шая­ся на зо­ло­том ди­на­ре и се­реб­ря­ном дир­ха­ме, преж­ние мо­не­ты вы­ве­де­ны из об­ра­ще­ния.

В этот пе­ри­од вме­сто фик­си­ро­ван­ных по­да­тей и да­ни, пре­ду­смот­рен­ных ус­ло­вия­ми до­го­во­ров с по­ко­рён­ны­ми на­ро­да­ми и го­ро­да­ми, О. вве­ли сис­те­му на­ло­го­об­ло­же­ния по пла­тё­же­спо­соб­но­сти и ряд но­вых сбо­ров. Уси­ле­ние на­ло­го­во­го гнё­та (за­ме­на уш­ра ха­рад­жем) при­ве­ло к ли­к­ви­да­ции преж­не­го слоя зем­ле­вла­дель­цев и кон­цен­тра­ции зе­мель­ной соб­ст­вен­но­сти в ру­ках му­суль­ман­ской, пре­им. араб­ской, эли­ты. В то же вре­мя след­ст­ви­ем со­кра­ще­ния чис­ла на­ло­го­пла­тель­щи­ков ста­ло рез­кое ос­ку­де­ние каз­ны. В це­лях её по­пол­не­ния на­ме­ст­ник вост. об­лас­тей Ха­ли­фа­та аль-Хад­жадж (694–714) с 700 пре­кра­тил ос­во­бо­ж­дать но­во­об­ра­щён­ных от джи­зии и за­кре­пил по­сто­ян­ный ста­тус ха­радж­ных зе­мель. Ха­лиф Омар ибн Абд аль-Азиз от­ме­нил эту сис­те­му на­ло­го­об­ло­же­ния, од­на­ко она бы­ла вос­ста­нов­ле­на его пре­ем­ни­ка­ми Язи­дом II (720–724), Хи­ша­мом (724–743) и аль-Ва­ли­дом II (743–744).

По­ли­ти­ка О. про­во­ци­ро­ва­ла по­сто­ян­ные вспыш­ки не­до­воль­ст­ва на­се­ле­ния Ха­ли­фа­та, за­час­тую под ло­зун­га­ми оп­по­зиц. те­че­ний ис­ла­ма (ха­рид­жит­ское вос­ста­ние бер­бе­ров 740–742, ши­ит­ские бун­ты и др.). В 747–750 в ре­зуль­та­те вос­ста­ния под рук. Абу Мус­ли­ма О. бы­ли сверг­ну­ты, на пре­стол в Ха­ли­фа­те взош­ли Аб­ба­си­ды. Один из не­мно­гих уце­лев­ших пред­ста­ви­те­лей до­ма О., Абд ар-Рах­ман ибн Муа­вия (см. Абд ар-Рах­ман I), бе­жал в араб. вла­де­ния на Пи­ре­ней­ском п-ове (см. Ан­да­лус), где ос­но­вал ме­ст­ную ветвь Омей­я­дов.

Лит.: Бар­тольд ВВ. Эпо­ха Омей­я­дов по но­вей­шим ис­сле­до­ва­ни­ям // Бар­тольд ВВ. Со­чи­не­ния. М., 1966. Т. 6; Hawting GR. The First dynasty of Islam. L., 2000; Филь­штин­ский ИМ. Ха­ли­фат под вла­стью ди­на­стии Омей­я­дов (661–750). М., 2005.

Вернуться к началу