АЦТЕ́КИ

Авторы: В. И. Гуляев (история); О. В. Фраёнова (традиционная устная культура); А. В. Калюта (современная культура)

АЦТЕ́КИ, ас­те­ки (са­мо­на­зва­ния – на­уа, те­ноч­ки, ме­ши­ка), ин­дей­ский на­род в Центр. Мек­си­ке. Чис­лен­ность бо­лее 1 млн. чел. (2000, оцен­ка). Го­во­рят на ас­тек­ских язы­ках, боль­шин­ст­во так­же по-ис­пан­ски. Ве­рую­щие – ка­то­ли­ки.

История ацтеков

под­раз­де­ляет­ся обыч­но на че­ты­ре пе­рио­да: 1) пе­ри­од стран­ст­вий и за­ви­си­мо­сти от бо­лее мо­гу­ществ. со­се­дей, ко­то­рый за­кон­чил­ся в 1325 с при­хо­дом в до­ли­ну Ме­хи­ко и ос­но­ва­нием Те­ноч­тит­ла­на; 2) пе­ри­од не­за­ви­си­мо­сти и ак­тив­ной экс­пан­сии (1325–1428), ко­гда А. во гла­ве сою­за 3 го­ро­дов-го­су­дарств за­воё­вы­ва­ют б. ч. Мек­си­ки; 3) пе­ри­од рас­цве­та го­су­дар­ст­ва А. (1428–1521), ко­нец ко­то­ро­му по­ло­жи­ла исп. кон­ки­ста; 4) А. по­сле исп. за­вое­ва­ния (с 1521).

От­но­си­тель­но дос­то­вер­ная ис­то­рия А. на­чи­на­ет­ся с их ухо­да во 2-й пол. 12 в. с ми­фич. пра­ро­ди­ны на оз. Ас­т­лан – «Ме­сто ца­пель» (от­сю­да и назв. на­ро­да – ац­те­ки, ас­те­ки, т. е. «жи­те­ли Ас­т­ла­на»). По­сле дол­гих ски­та­ний А. в нач. 13 в. при­шли в до­ли­ну Ме­хи­ко, бо­га­тую при­род­ны­ми ре­сур­са­ми и плот­но за­се­лён­ную др. груп­па­ми на­уа. Пер­во­на­чаль­но А. рас­по­ло­жи­лись на хол­ме Ча­пуль­те­пек, на зап. бе­ре­гу пре­сно­вод­но­го оз. Тес­ко­ко. Од­на­ко жи­те­ли со­седних го­ро­дов и се­ле­ний не по­же­ла­ли сми­рить­ся с жес­то­ки­ми гра­би­тель­ски­ми на­бе­га­ми А., со­про­во­ж­дав­ши­ми­ся по­хи­ще­ни­ем жен­щин. Объ­е­ди­нён­ные си­лы Ку­луа­ка­на и Ац­ка­по­цаль­ко раз­гро­ми­ли А. и из­гна­ли их с Ча­пуль­те­пе­ка. Ац­тек­ский вождь был взят в плен и при­не­сён в жерт­ву бо­гам по­бе­ди­те­лей, б. ч. А. по­па­ла в за­ви­си­мость от пра­ви­те­лей г. Ку­луа­кан, ко­то­рые пы­та­лись вы­тес­нить А. в не­при­год­ную для про­жи­ва­ния ме­ст­ность. На зем­ле Ате­тел­ко, где им сна­ча­ла раз­ре­ши­ли по­се­лить­ся, А. в те­че­ние не­сколь­ких де­ся­ти­ле­тий ве­ли по­лу­го­лод­ную жизнь охот­ни­ков и со­би­ра­те­лей.

Дру­гая зем­ля, Ти­са­пан, где ока­за­лась часть А., на­хо­ди­лась на юго-за­па­де до­ли­ны Ме­хи­ко, хо­зяи­ном ко­то­рой счи­тал се­бя Ку­луа­кан. Не­из­вест­но, при­шли ли А. в Ти­са­пан по сво­ей во­ле или по во­ле по­бе­ди­те­лей, от­тес­нив­ших их в го­лую, вул­ка­нич. про­ис­хо­ж­де­ния ме­ст­ность и ис­поль­зо­вав­ших А. как на­ём­ни­ков-са­тел­ли­тов в вой­нах за гос­под­ство над до­ли­ной Ме­хи­ко. Ока­зав­шие­ся в Ти­са­па­не, А. нау­чи­лись воз­де­лы­вать бес­плод­ную зем­лю и до­бы­вать стро­ит. ка­мень в ок­ре­ст­ных го­рах. Ку­луа­кан в час­тых вой­нах с со­се­дя­ми ис­поль­зо­вал храб­рых и бес­по­щад­ных ац­тек­ских вои­нов. По од­ной из ле­генд, А. по­сле боя от­ру­би­ли у ка­ж­до­го уби­того вра­га ухо и вру­чи­ли Кош­кошт­ли це­лый ме­шок с кро­ва­вы­ми тро­фея­ми. Вла­ды­ка Ку­луа­ка­на был так по­тря­сён, что при­ка­зал не­мед­лен­но из­гнать А. из сво­их вла­де­ний. Дру­гая ле­ген­да свя­зыва­ет из­гна­ние с убий­ст­вом прин­цес­сы из Ку­луа­ка­на, от­дан­ной в жё­ны ац­тек­ско­му во­ж­дю и при­не­сён­ной жре­ца­ми в жерт­ву бо­гу вес­ны Ши­пе-То­те­ку.

По­сле но­во­го из­гна­ния А. раз­ре­ши­ли за­нять рай­он, так­же счи­тав­ший­ся ма­ло­при­год­ным для жиз­ни, – ещё не за­се­лён­ный бо­ло­ти­стый ост­ров в зап. мел­ко­вод­ной час­ти об­шир­но­го оз. Тес­ко­ко. Здесь они не­сли во­ен. служ­бу у но­вых хо­зя­ев – те­па­не­ков из Ац­ка­по­цаль­ко. Ок. 1325 А. ос­но­ва­ли на ост­ро­ве свою сто­ли­цу, г. Те­ноч­тит­лан. Выбор места во многом был обусловлен су­гу­бо прак­тич. со­об­ра­же­ния­ми: оби­ли­ем ры­бы и пти­цы в озе­ре, иде­аль­ны­ми ус­ло­вия­ми для «гид­рав­ли­че­ско­го» зем­ле­де­лия (строи­тель­ст­ва «пла­ву­чих са­дов»), удоб­ным со­об­ще­ни­ем на лод­ках и пло­тах по сис­те­ме свя­зан­ных друг с дру­гом озёр и ка­на­лов. Но глав­ное пре­иму­ще­ст­во зак­лю­ча­лось в том, что Те­ноч­тит­лан был го­ро­дом-убе­жи­щем, за­щи­щён­ным от вра­гов са­мой при­ро­дой.

По­во­рот­ный мо­мент в ис­то­рии А. на­сту­пил, ко­гда они ста­ли на­ём­ни­ка­ми у Те­со­со­мо­ка, пра­ви­те­ля (с 1369) са­мо­го мо­гу­ществ. го­су­дар­ст­ва до­ли­ны Ме­хи­ко то­го вре­ме­ни – Ац­ка­по­цаль­ко. Это го­су­дар­ст­во те­па­не­ков ве­ло по­ли­ти­ку за­хва­та и под­чи­не­ния со­сед­них об­лас­тей, в чём им по­мо­га­ли А. – на­ём­ни­ки и, одно­вре­мен­но, дан­ни­ки Ац­ка­по­цаль­ко. Упор­ное со­про­тив­ле­ние (1414–18) Те­со­со­мо­ку ока­зал лишь го­род-го­су­дар­ст­во Тес­ко­ко, на­хо­див­ший­ся на се­ве­ре до­ли­ны Ме­хи­ко. Ко­гда он был по­вер­жен, А. по­лу­чи­ли пра­во сбо­ра да­ни с по­бе­ж­дён­ных и ста­ли по­лу­чать от Тес­ко­ко го­раз­до боль­ше, чем са­ми пла­ти­ли Те­со­со­мо­ку. Это ук­ре­пи­ло А. в их от­но­ше­ни­ях с те­па­не­ка­ми; к то­му же во гла­ве Те­ноч­тит­ла­на ока­за­лись зять Те­со­со­мо­ка – Уи­ци­лу­итль (1391–1416) и его внук Чи­маль­по­по­ка (1416–26).

В 1426 Те­со­со­мок умер, а его цар­ст­во пе­ре­жи­ло сво­его ос­но­ва­те­ля все­го на два го­да. Пре­ем­ник Машт­ла тут же по­ссо­рил­ся с А. По од­ной из вер­сий, он пре­да­тель­ски за­ма­нил к се­бе пра­ви­те­ля А. Чи­маль­по­по­ку и при­ка­зал его убить. А. вос­ста­ли, най­дя со­юз­ни­ка в ли­це не­дав­не­го вра­га – Тес­ко­ко. Вой­ско А. воз­гла­вил их но­вый пра­ви­тель Иц­ко­атль (1427–40). Со­юз­ни­ки раз­гро­ми­ли Ац­ка­по­цаль­ко. Вско­ре к ним при­сое­ди­нил­ся го­род-го­су­дар­ст­во Тла­ко­пан (Та­ку­ба).

В 1428 они об­ра­зо­ва­ли «трой­ст­вен­ную ли­гу», ко­то­рая к нач. 16 в. су­ме­ла за­вое­вать и об­ло­жить да­нью поч­ти всю тер­ри­то­рию Мек­си­ки. Поч­ти со­рок про­вин­ций и го­су­дарств пла­ти­ли «ли­ге» тя­жё­лую дань, со­хра­няя при этом из­вест­ную са­мо­стоя­тель­ность во внутр. управ­ле­нии. Для под­дер­жа­ния сис­те­мы под­чи­не­ния др. об­лас­тей в стра­те­гич. пунк­тах бы­ли ус­та­нов­ле­ны гар­ни­зо­ны, а за свое­врем. сбо­ром да­ни сле­ди­ли спец. чи­нов­ни­ки – каль­пиш­ке. По­сте­пен­но внут­ри «ли­ги» рос­ла роль Те­ноч­тит­ла­на. К мо­мен­ту на­чала исп. кон­ки­сты (1519) пра­ви­тель А. фак­ти­че­ски дик­то­вал свою во­лю парт­нё­рам по сою­зу. Исп. за­вое­ва­ние пре­рва­ло про­цесс даль­ней­ше­го раз­ви­тия дер­жа­вы А., так и не ус­пев­шей вы­ра­бо­тать ме­ха­низм пол­но­го вклю­че­ния всех за­виси­мых от Те­ноч­тит­ла­на тер­ри­то­рий в рам­ки еди­но­го го­су­дар­ст­ва. Их «им­пе­рия» ока­за­лась эфе­мер­ным соз­да­ни­ем и по­то­му в счи­тан­ные го­ды рух­ну­ла под уда­ра­ми кон­ки­ста­до­ров Э. Кор­те­са, на­шед­ших под­держ­ку у по­ко­рён­ных А. на­ро­дов.

Го­су­дар­ст­во А. су­ще­ст­во­ва­ло за счёт ин­тен­сив­но­го зем­ле­де­лия, ре­мес­ла и тор­гов­ли, а так­же во­ен. до­бы­чи и ре­гу­лярной да­ни с под­чи­нён­ных об­лас­тей. Двой­ст­вен­ный ха­рак­тер эко­но­ми­ки А. сим­во­ли­зи­ро­вал Глав­ный храм их сто­ли­цы: на вер­ши­не сту­пен­ча­той пи­ра­ми­ды стоя­ли два свя­ти­ли­ща: Тла­ло­ка – бо­га во­ды и до­ж­дя, по­кро­ви­те­ля зем­ле­де­лия, и Уи­ци­ло­почт­ли – бо­га вой­ны.

По бе­ре­гам пре­сно­вод­ных озёр до­ли­ны Ме­хи­ко А. соз­да­ва­ли чи­нам­пы – ис­кус­ст­вен­но со­ору­жён­ные на мел­ко­во­дье длин­ные гря­ды (про­тя­жён­ность 110 м, ши­ри­на 10 м) из ила со дна во­до­ёмов и пе­ре­гноя вод­ных рас­те­ний. Бо­га­тая ор­га­ни­кой поч­ва, по­сто­ян­ная влаж­ность на уров­не кор­не­вой сис­те­мы рас­те­ний и ис­поль­зо­ва­ние раз­ных ме­то­дов воз­делы­ва­ния с.-х. куль­тур обес­пе­чи­ва­ли вы­со­кую уро­жай­ность. Чи­нам­пы бы­ли ок­ру­же­ны се­тью ка­на­лов, об­лег­чав­ших транс­пор­ти­ров­ку гру­зов и лю­дей. К мо­мен­ту кон­ки­сты толь­ко в зо­не Чаль­ко (юг до­ли­ны Ме­хи­ко) бы­ло до 10 тыс. га чи­намп, с ко­то­рых сни­ма­лось до 7 уро­жа­ев в год. Чи­нам­пы Чаль­ко мог­ли про­кор­мить до 180 тыс. чел. в год. Кро­ме то­го, в Те­ноч­тит­лан еже­год­но при­во­зи­лось в ви­де да­ни до 18 тыс. т пи­ще­вых про­дук­тов. Это­го бы­ло дос­та­точ­но для то­го, что­бы обес­пе­чить пи­та­ни­ем всё на­се­ле­ние сто­ли­цы А. в те­че­ние 1,5–2 лет. По­ко­рён­ные на­ро­ды дос­тав­ля­ли так­же юве­лир­ные из­де­лия, яр­кие пе­рья птиц, оде­ж­ды и ра­бов.

Зре­лое об­ще­ст­во А. бы­ло силь­но диф­фе­рен­ци­ро­ван­ным. На вер­ши­не со­ци­аль­ной пи­ра­ми­ды сто­ял вер­хов­ный пра­ви­тель тла­тоа­ни – «ора­тор», счи­тав­ший­ся зем­ным во­пло­ще­ни­ем бо­гов. Он из­би­рал­ся уз­ким кру­гом лиц из пра­вя­ще­го ро­да и рас­по­ла­гал всей пол­но­той вла­сти: был глав­но­ко­ман­дую­щим, вер­хов­ным судь­ёй и ру­ко­во­дил гл. ре­лиг. об­ря­да­ми. Тла­тоа­ни жил в пыш­ном двор­це, пе­ре­дви­гал­ся на но­сил­ках или в па­лан­ки­не, но­сил осо­бую оде­ж­ду и ук­ра­ше­ния, его со­про­во­ж­да­ло мно­же­ст­во слуг.

Пра­ви­тель имел в пол­ной соб­ст­вен­но­сти на­следств. зем­ли, ко­то­рые об­ра­ба­ты­ва­ли за­ви­си­мые лю­ди – май­е­ки. Цар­ский род и се­мьи преж­них тла­тоа­ни поль­зова­лись выс­шим пре­сти­жем и при­над­лежа­ли к вер­хуш­ке об­ще­ст­ва, об­ра­зуя слой (класс) зна­ти – пи­пил­тин. Они за­ни­ма­ли все гл. гос. долж­но­сти и об­ла­да­ли ря­дом при­ви­ле­гий, не­дос­туп­ных др. груп­пам А. Знать не пла­ти­ла на­ло­гов и име­ла как собств. на­следств. зем­ли, так и зем­ли по долж­но­сти.

Ос­нов­ную мас­су на­се­ле­ния со­став­ля­ли сво­бод­ные об­щин­ни­ки – ма­сеху­аль­тин, вла­дев­шие зе­мель­ны­ми на­де­ла­ми, по­лу­чае­мы­ми от со­сед­ской об­щи­ны – каль­пул­ли. В по­след­ней уже чёт­ко вы­де­лял­ся верх­ний за­жи­точ­ный слой в ви­де долж­но­ст­ных лиц – каль­пул­ле­ки, ос­во­бо­ж­дён­ных от уп­ла­ты на­ло­гов и обес­печи­вав­ших­ся всем не­об­хо­ди­мым с осо­бо­го уча­ст­ка зем­ли, ко­то­рый об­ра­ба­ты­вал­ся со­вме­ст­но чле­на­ми об­щи­ны. К ним при­мы­ка­ли от­ли­чив­шие­ся в бо­ях об­щин­ни­ки-вои­ны: в на­гра­ду за доб­лесть их ос­во­бо­ж­да­ли от на­ло­гов и да­ва­ли в по­жиз­нен­ное вла­де­ние не­боль­шие зе­мель­ные уча­ст­ки. По­чё­том и не­ко­то­ры­ми при­ви­ле­гия­ми поль­зо­ва­лись так­же ста­ри­ки. Ос­таль­ные об­щин­ни­ки долж­ны бы­ли пла­тить на­ло­ги и не­сти разл. по­вин­но­сти в поль­зу го­су­дар­ст­ва.

Не­смот­ря на оби­лие про­ти­во­ре­чи­вых мне­ний по по­во­ду при­ро­ды каль­пул­ли, боль­шин­ст­во учё­ных счи­та­ет её тер­ри­то­ри­аль­ной, со­сед­ской об­щи­ной с не­ко­то­ры­ми пе­ре­жит­ка­ми об­щи­ны ро­до­вой. Чле­ны каль­пул­ли в ка­че­ст­ве пол­но­прав­ных об­щин­ни­ков вла­де­ли уча­ст­ка­ми зем­ли, ко­то­рые пе­ре­да­ва­лись в ви­де на­де­лов гла­вам круп­ных се­мей. На­де­лы нель­зя бы­ло сда­вать в арен­ду и про­да­вать, пра­во на них те­ря­лось, ес­ли зем­ля не об­ра­ба­ты­ва­лась 3 го­да под­ряд или се­мья пе­ре­се­ля­лась в др. ме­сто. Каль­пул­ли от­ве­ча­ли за уп­ла­ту на­ло­гов пра­ви­те­лю, за вы­пол­не­ние тру­до­вой по­вин­но­сти и др. В слу­чае вой­ны они вы­став­ля­ли в об­щее опол­че­ние от­ряд вои­нов со сво­им на­чаль­ни­ком. Каль­пул­ли функ­цио­ни­рова­ли и как ре­лиг. ин­сти­тут: каж­дая общи­на име­ла сво­его бо­га-по­кро­вите­ля и воз­во­ди­ла не­боль­шой храм. Дом гла­вы каль­пул­ли, об­щин­ное зер­но­хра­ни­ли­ще, склад ору­жия и куль­то­вых пред­ме­тов, храм, шко­ла для юно­шей раз­ме­ща­лись во­круг пло­ща­ди или дво­ра, об­ра­зуя центр об­ществ. и хо­зяйств. жиз­ни кол­лек­ти­ва.

В гор. об­щи­ну вхо­ди­ли тор­гов­цы. К 16 в. они при­об­ре­ли зна­чит. влия­ние в го­су­дар­ст­ве, имея свою ор­га­ни­за­цию, бо­гов-по­кро­ви­те­лей, собств. празд­не­ст­ва. Тор­гов­цы пла­ти­ли на­ло­ги то­ва­ра­ми.

Ещё од­на чёт­ко вы­ра­жен­ная груп­па в об­щи­не – ре­мес­лен­ни­ки. Они пла­ти­ли на­ло­ги про­дук­ци­ей и бы­ли ос­во­бо­ж­де­ны от др. по­вин­но­стей. У ре­мес­лен­ни­ков-про­фес­сио­на­лов, жив­ших в сто­ли­це, был бо­лее вы­со­кий ста­тус, чем у сель­ских зем­ле­дель­цев и не­про­фес­сио­наль­ных ре­мес­лен­ни­ков. Юве­ли­ры и мас­те­ра, соз­да­вав­шие из­де­лия из перь­ев, стоя­ли вы­ше в об­ществ. ие­рар­хии, чем ос­таль­ные гор. ре­мес­лен­ни­ки, и бы­ли ор­га­ни­зо­ва­ны в осо­бые кор­по­ра­ции ти­па гиль­дий. Из­го­тов­ле­ни­ем мо­за­ик из перь­ев и юве­лир­ным де­лом за­ни­ма­лись и знат­ные ли­ца, жив­шие при дво­ре пра­ви­те­ля Тес­ко­ко.

Слой за­ви­си­мых лю­дей со­став­ля­ли май­е­ки и ра­бы-тла­кох­ти­ны, ко­то­рые не вхо­ди­ли в го­род­ские или сель­ские об­щи­ны-каль­пул­ли, не име­ли прав на на­дел зем­ли и не пла­ти­ли на­ло­гов, ра­бо­тая лишь на сво­их гос­под. Май­е­ки тру­ди­лись на зем­лях знат­ных лю­дей и вы­полня­ли ряд по­вин­но­стей в их до­мо­хо­зяй­ст­ве. Они от­да­ва­ли хо­зяе­вам так­же зна­чит. часть уро­жая, со­б­ран­но­го с вы­де­лен­ных в их поль­зо­ва­ние уча­ст­ков, ко­то­рые им за­пре­ща­лось по­ки­дать. Зна­чит. груп­пу в боль­шин­ст­ве го­ро­дов дер­жа­вы А. со­став­ля­ли ра­бы. Они на­хо­ди­лись в раб­ст­ве по­жиз­нен­но и бы­ли пол­ной соб­ст­вен­но­стью вла­дель­ца. Ра­бы ис­поль­зо­ва­лись для тя­жё­лой до­маш­ней ра­бо­ты и в ка­че­ст­ве но­силь­щи­ков. Им по­ла­га­лось лишь са­мое скуд­ное до­воль­ст­вие. Т. о., к 16 в. об­ще­ст­во А. раз­де­ля­лось на три осн. слоя (клас­са): знать (ду­хов­ная и свет­ская) во гла­ве с пра­ви­те­лем-тла­тоа­ни, сво­бод­ные об­щин­ни­ки и за­ви­си­мые лю­ди (май­е­ки, ра­бы).

Ка­ж­дый го­род или круп­ное се­ле­ние име­ли сво­его гл. су­дью, на­зна­чае­мо­го лич­но тла­тоа­ни. Под на­ча­лом су­дьи на­хо­дил­ся суд из трёх че­ло­век. Су­ще­ст­во­ва­ли тер­ри­то­ри­аль­ные су­ды, из­бран­ные са­мим на­се­ле­ни­ем. На уров­не сель­ской об­щи­ны от­вет­ст­вен­ность за со­блю­де­ние по­ряд­ка нёс ме­ст­ный чи­нов­ник с по­ли­цей­ски­ми функ­ция­ми. Взя­точ­ни­че­ст­во на­ка­зы­ва­лось смер­тью. Та­кая же су­ро­вая ка­ра гро­зи­ла и за ряд др. пре­сту­п­ле­ний: во­ров­ст­во, са­мо­воль­ное из­ме­не­ние гра­ниц зе­мель­ных уча­ст­ков, пьян­ст­во и т. д.

Опо­рой тла­тоа­ни бы­ла ар­мия, ко­то­рая вклю­ча­ла в се­бя по­сто­ян­ную проф. ар­мию, об­щин­ное опол­че­ние и не­кое по­до­бие ры­цар­ских во­ен. ор­де­нов – «ор­ден Ор­ла» и «ор­ден Ягуа­ра», го­то­вив­шие для го­су­дар­ст­ва офи­цер­ский кор­пус. Кро­ме то­го, все за­ви­си­мые об­лас­ти в слу­чае не­об­хо­ди­мо­сти долж­ны бы­ли на­пра­вить в Те­ноч­тит­лан оп­ре­де­лён­ное ко­ли­че­ст­во вои­нов. Вой­ска со­стоя­ли из ле­гио­нов или пол­ков, на­счи­ты­вав­ших 8 тыс. вои­нов и де­лив­ших­ся на мень­шие еди­ни­цы – чис­лом ок. 20 чел. Ка­ж­дое под­раз­де­ле­ние име­ло своё зна­мя или штан­дарт, ук­ра­шен­ный яр­ки­ми птичь­и­ми перь­я­ми.

С дет­ских лет А. про­хо­ди­ли фи­зич. и спец. под­го­тов­ку. На по­ле боя их гл. за­да­ча со­стоя­ла в том, что­бы взять как мож­но боль­ше вра­гов в плен для при­не­се­ния в жерт­ву бо­гам Те­ноч­тит­ла­на.

Ре­ли­гия А. бы­ла до­ста­точ­но слож­ной. Бо­лее все­го по­чи­та­лись бо­же­ст­ва, свя­зан­ные с зем­ле­де­ли­ем (Тла­лок – бог до­ж­дя, Ке­цаль­ко­атль – бог вет­ра, дав­ший лю­дям ма­ис, Ши­пе-То­тек – бог рас­ти­тель­но­сти, Уэу­эте­отль – бог ог­ня). Но гла­вой пан­те­о­на стал Уи­ци­ло­почт­ли – бог вой­ны и бог Солн­ца. Имен­но с ним тес­но свя­зан об­ряд мас­со­вых че­ло­ве­ческих жерт­во­при­но­ше­ний. Жре­че­ская вер­хуш­ка А. пре­вра­ти­ла ста­рый миф о со­тво­ре­нии ми­ра в гос.-ре­лиг. док­три­ну. Со­глас­но её по­сту­ла­там, А. объ­яв­ля­лись из­бран­ным на­ро­дом, на ко­то­ром ле­жит от­вет­ст­вен­ность за под­дер­жа­ние кос­мич. по­ряд­ка. Для это­го не­об­хо­ди­мо не­пре­рыв­но обес­пе­чи­вать да­ра­ми бо­га Солн­ца, по­сколь­ку с ис­чез­но­ве­ни­ем све­ти­ла пре­кра­тит­ся жизнь на зем­ле и все лю­ди по­гиб­нут. Наи­луч­шей пи­щей для бо­га Солн­ца бы­ли объ­яв­ле­ны че­ло­ве­че­ские кровь и серд­ца. Опи­ра­ясь на этот миф, А. стре­ми­лись за­хва­тить но­вые тер­ри­то­рии и при­вес­ти от­ту­да как мож­но боль­ше плен­ных для при­не­се­ния в жерт­ву бо­гам. Ино­гда ри­ту­ал тре­бо­вал, что­бы жрец рас­се­кал грудь и из­вле­кал из неё серд­це не у плен­ни­ка, а у из­бран­ного А., при­об­щав­ше­го­ся т. о. к сон­му бо­жеств.

К чис­лу зна­чит. дос­ти­же­ний ци­ви­ли­за­ции А. от­но­сит­ся соз­да­ние сис­те­мы пи­к­то­гра­фич. пись­мен­но­сти с эле­мен­та­ми ие­рог­ли­фи­ки (до на­ших дней дошли лишь не­мно­гие ру­ко­пи­си А. до­ис­пан­ско­го вре­ме­ни). А. соз­да­ли так­же ка­лен­дарь, ос­но­ван­ный на 52-лет­нем цик­ле. В кон­це ка­ж­до­го та­ко­го цик­ла уст­раи­вал­ся празд­ник «Но­во­го ог­ня», что­бы обес­пе­чить су­ще­ст­во­ва­ние жиз­ни на зем­ле на сле­дую­щий та­кой же пе­ри­од.

А. – соз­да­те­ли од­ной из са­мых яр­ких куль­тур до­ко­лум­бо­вой Аме­ри­ки. Пред­став­ле­ние о ней скла­ды­ва­ет­ся из ра­бот ин­дей­ских и исп. ав­то­ров вре­мён кон­ки­сты и ко­ло­ни­аль­но­го пе­рио­да, из ри­су­ноч­ных ац­тек­ских ко­дек­сов и ар­хео­ло­гич. на­хо­док. Осо­бен­но важ­ны­ми бы­ли ис­сле­до­ва­ния ос­тат­ков Глав­но­го хра­ма А., на­хо­дя­щих­ся в са­мом цен­тре мекс. сто­ли­цы.

По­с­ле овладения конкистадорами Те­но­чтит­ланом (13.8.1521) и гибели ац­тек­ско­го государства населявшие его ин­дей­цы раз­делили судьбу всех по­ко­рён­ных испан­цами народов. Земле­дель­цы-об­щин­ни­ки превратились либо в за­ви­симых от испанских латифундистов кре­сть­ян, либо в бес­прав­ных рабочих на руд­никах, ац­тек­ская знать была час­тич­но уничтожена, час­тич­но превращена в низшее звено системы управления ко­ло­нией Новая Испания. Храмы раз­ру­шены, а на их фун­да­мен­тах возведены ка­то­ли­че­ские церкви и дома ис­пан­ских завое­ва­те­лей. Ацтекское письмо пре­дано заб­ве­нию, и, чтобы считаться гра­мотным, ин­деец должен был научить­ся читать и писать по-испански. Начался долгий и трудный процесс фор­ми­ро­ва­ния мек­сикан­ской нации, в которую влились и которую обогатили сохранившимися эле­ментами своей древней культуры и ац­теки.

Архитектура и изобразительное искусство

Теночтитлан. Реконструкция.

Рас­цвет искусства А., раз­ви­ваю­ще­го тра­ди­ции пред­ше­ст­во­вав­ших оби­та­те­лей Мек­си­кан­ско­го на­горья – толь­те­ков, са­по­те­ков и миш­те­ков, от­но­сит­ся к 14 – нач. 16 вв. В ху­дожест­вен­ной куль­ту­ре А. важ­ная роль от­во­ди­лась ар­хи­тек­ту­ре. Сто­ли­ца А. – Те­ноч­тит­лан – име­ла ре­гу­ляр­ный план и бы­ла про­ре­за­на ка­на­ла­ми, сте­ны ко­то­рых бы­ли вы­ло­же­ны из­раз­ца­ми и мо­заи­кой. Го­род со­об­щал­ся с ма­те­ри­ком дам­ба­ми, ко­то­рые в ря­де мест пре­ры­ва­лись подъ­ём­ны­ми мос­та­ми (по­доб­ные мос­ты так­же со­еди­ня­ли ули­цы и квар­та­лы). Со­хра­нив­шие­ся по­строй­ки А. – 4-гран­ные ка­мен­ные пи­ра­ми­ды, стро­го гео­мет­ри­че­ские по фор­ме хра­мы со сте­на­ми, рас­ши­ряв­ши­ми­ся кни­зу. Глав­ный храм в Те­ноч­тит­ла­не (ок­ру­жён ка­мен­ной сте­ной, ук­ра­шен­ной сна­ру­жи рель­е­фа­ми с изо­бра­же­ния­ми змей; пред­по­ло­жит. пло­щадь хра­ма 1000 м 2 , выс. 30–35 м) – ги­гант­ская кон­ст­рук­ция из пя­ти усе­чён­ных пи­ра­мид, по­став­лен­ных друг на дру­га; на её вер­ши­не, пред­став­ляв­шей со­бой об­шир­ную пло­щад­ку, рас­по­ла­га­лись свя­ти­ли­ща ац­тек­ских бо­гов, а так­же ка­мен­ные ал­та­ри со ста­ту­ей Уици­ло­почт­ли (ал­тарь «Ка­мень Солн­ца», диа­мет­ром 3,5 м, с изоб­ра­же­ния­ми, по­свя­щён­ны­ми ис­то­рии ми­ра с мо­мен­та его со­тво­ре­ния, ны­не хра­нит­ся в Нац. му­зее ан­тро­по­ло­гии в Ме­хи­ко). Со­хра­ни­лись ос­тат­ки стен­ных рос­пи­сей, ка­мен­ных и де­рев. рель­е­фов, оформ­ляв­ших хра­мы А., – ста­тич­ные, пло­ско­ст­ные изо­бра­же­ния бо­жеств и тор­же­ст­вен­ных про­цес­сий вои­нов.

В скульп­ту­ре А., на­ря­ду с мо­ну­мен­таль­ны­ми ста­туя­ми бо­гов из ба­заль­та и ан­де­зи­та (ста­туя бо­ги­ни зем­ли и пло­до­ро­дия Ко­ат­ли­куэ, рель­еф с изо­бра­же­ни­ем бо­ги­ни Лу­ны Кой­оль­ша­ух­ки, «Ка­мень Ти­со­ка»), из­ва­ян­ны­ми в обоб­щён­ных фор­мах, встре­ча­ют­ся вы­пол­нен­ные впол­не на­ту­ра­ли­стич­но го­ло­вы вои­нов (го­ло­ва «Вои­на-ор­ла», «Го­ло­ва мёрт­во­го»), вы­ра­зи­тель­ные ка­мен­ные или ке­ра­мич. фи­гур­ки ра­бов, де­тей, жи­вот­ных. Зоо­морф­ны­ми и ан­тро­по­морф­ны­ми скульп­ту­ра­ми ук­ра­ше­ны хра­мы в Ма­ли­наль­ко и Те­наю­ке в ок­ре­ст­но­стях Ме­хи­ко.

Вы­со­ко­го мастерства достигли А. в ис­кус­ст­ве об­ра­бот­ки кам­ня и ме­тал­ла. Из кам­ня (об­си­диа­на и крем­ня) де­ла­лись ору­дия тру­да и ору­жие. Ме­талл (медь, зо­ло­то) шёл на из­го­тов­ле­ние ук­ра­ше­ний и ри­ту­аль­ных пред­ме­тов. Из ху­дож. peмёceл осо­бен­но це­ни­лось про­из-во юве­лир­ных ук­ра­ше­ний из зо­ло­та, се­реб­ра и по­лу­дра­го­цен­ных кам­ней – неф­ри­та, опа­ла, аме­ти­ста. Так­же бы­ли рас­про­стра­не­ны мас­тер­ски вы­пол­нен­ные ук­ра­ше­ния из перь­ев, по­ли­хром­ная ке­ра­ми­ка, мо­заи­ка из кам­ня и ра­ко­вин, ва­зы из об­си­диа­на, ткац­кое ре­мес­ло.

Традиционная устная культура

Барабан уэуэтль из Малиналько. Региональный музей (г. Толука).

Ис­панские хро­ни­сты 16–18 вв. ос­та­ви­ли опи­са­ния куль­то­вых це­ре­мо­ний (ос­но­ван­ных на го­до­вом кру­ге из 260 дней и из 360 дней) и об­ществ. празд­ни­ков А. (ми­то­тес), а так­же за­пи­си тек­стов пе­сен и ба­ра­бан­ных рит­мов. Пе­ние в со­про­во­ж­де­нии ин­ст­ру­мен­тов и тан­цы бы­ли не­раз­дель­ны и обо­зна­ча­лись об­щим тер­ми­ном «куи­катль». Му­зы­ке и тан­цу юно­ши и де­вуш­ки обу­ча­лись в спец. шко­лах (куи­кака́ли). Сре­ди жан­ров: свя­щен­ные гим­ны, по­бед­ные оды, пес­ни-вос­хва­ле­ния (со­хра­нил­ся текст пес­ни в честь Тла­на­це­па­на – бра­та Мок­те­су­мы II, про­слав­ляю­щей его как вои­на, пев­ца, тан­цо­ра и ба­ра­бан­щи­ка), пес­ни на ми­фо­ло­гич. и ис­то­рич. сю­же­ты, пес­ни-по­уче­ния, пес­ни об ис­це­ле­нии боль­ных; нар. пес­ни – ко­лы­бель­ные, лю­бов­ные, тра­ур­ные, пес­ни-под­ра­жа­ния пти­цам. Пес­ни-тан­цы, свя­зан­ные с куль­том, бы­ли стро­го рег­ла­мен­ти­ро­ва­ны; от му­зы­кан­тов и тан­цо­ров, оли­це­тво­ряв­ших со­бой бо­же­ст­ва, тре­бо­ва­лось безу­преч­ное ка­че­ст­во ис­пол­не­ния (ошиб­ка ка­ра­лась смер­тью). Муз. ин­ст­ру­мен­ты: ду­хо­вые (тла­пит­ца­ли) – флей­ты (в т. ч. мно­го­стволь­ные), тру­бы (в т. ч. ра­ко­ви­на ате­ко­ко­ли); удар­ные, сре­ди ко­то­рых важ­ней­шие – те­по­нацт­ли (го­ри­зон­таль­ный ще­ле­вой ба­ра­бан) и уэу­этль (вер­ти­каль­ный ци­лин­д­рич. ба­ра­бан с ко­жа­ной мем­бра­ной; по­свя­щён бо­гу ог­ня), ис­поль­зо­вав­шие­ся обыч­но од­но­вре­мен­но. По­сле исп. за­вое­ва­ния пес­ни-тан­цы А. ис­пы­та­ли влия­ние ев­роп. и афр. куль­ту­ры.

Культура современных ацтеков

Танец в честь Кецаля в Кецалане (штат Пуэбла).

Тра­диционная куль­ту­ра А. ти­пич­на для ин­дей­цев Центр. Аме­ри­ки, в наи­боль­шей сте­пе­ни со­хра­ни­лась у тлау­и­ка в шта­те Мо­ре­лос. Современные А. за­ни­ма­ют­ся руч­ным и па­шен­ным зем­ле­де­ли­ем (под­сеч­но-ог­не­вым, в до­ли­нах рек – по­лив­ным, на озё­рах до­ли­ны Ме­хи­ко – на чи­нам­пах). Сре­ди жен­щин раз­ви­то до­маш­нее узор­ное тка­че­ст­во на вер­ти­каль­ных руч­ных стан­ках (осо­бен­но в шта­те Пу­эб­ла), сре­ди муж­чин – на стан­ках ев­роп. ти­па; про­из-во рас­пис­ной ке­ра­ми­ки, гли­ня­ной скульп­ту­ры (шта­ты Пу­эб­ла, Ме­хи­ко, Идаль­го), пле­те­ние (кор­зи­ны, ци­нов­ки, сум­ки из раз­но­цвет­ной со­ло­мы, во­ло­кон ага­вы, паль­мо­вых ли­сть­ев). Со­хра­ня­ют­ся куль­ты ду­хов-хра­ни­те­лей, ве­ра в обо­рот­ней-нау­алей, магию, лич­ную жиз­нен­ную си­лу, оп­ре­деляю­щую судь­бу че­ло­ве­ка (то­наль), очи­сти­тель­ные ри­туа­лы (лим­пии), жер­т­во­при­но­ше­ния умер­шим, при­уро­чен­ные к дню Всех Свя­тых (цве­ты, све­чи, пи­рож­ки-та­маль из ку­ку­руз­ной му­ки, за­вёр­ну­тые в ку­ку­руз­ные или ба­на­но­вые ли­стья) и др. Каж­дая де­рев­ня име­ет сво­их проф. зна­ха­рей-пред­ска­зателей (тла­ма­ти­ки­ме – знаю­щие). Рас­про­ст­ра­не­ны бы­лич­ки, шу­точ­ные рас­ска­зы, этио­ло­гич. ле­ген­ды, шу­точ­ные пес­ни, ре­лиг. гим­ны, за­кли­на­ния. Со­хра­ня­ют­ся до­испан­ские муз. ин­ст­ру­мен­ты, рас­про­ст­ра­не­ны так­же струн­ные.

С 1980-х гг. уси­ли­ва­ет­ся се­зон­ная и по­стоян­ная миг­ра­ция А. в др. районы Мек­си­ки, осо­бен­но в го­ро­да (Ме­хи­ко, Мон­тер­рей, Там­пи­ко, По­са-Ри­ка, Ма­та­мо­рос и др.), а так­же в при­гра­нич­ные шта­ты США. Миг­ран­ты ра­бо­та­ют по най­му в с. х-ве, строи­тель­ст­ве, сфе­ре об­слу­жи­ва­ния и др. Сфор­ми­ро­ва­лась ин­тел­ли­ген­ция. Иг­ра­ют ве­ду­щую роль в ор­га­ни­за­ци­ях: Орг-ция про­фес­сио­наль­ных слу­жа­щих або­ри­ге­нов науа, Орг-ция на­ро­дов Цент­раль­но­го на­горья, «Объ­еди­нён­ные ко­му­не­рос Миль­па-Аль­ты», Ре­гио­наль­ная орг-ция за­пад­но­го по­бе­ре­жья, Со­юз по­се­ле­ний Мо­ре­ло­са.

Лит.: Вай­ян Дж. Ис­то­рия ац­те­ков. М., 1949; Соvarrubias M. Indian art of Mexico and Central America. N. Y., 1957; Ле­он-Пор­ти­лья М. Фи­ло­со­фия на­гуа. М., 1961; Кин­жа­лов Р. В. Ис­кус­ст­во древ­ней Аме­ри­ки. М., 1962; Mar­t́ı S. Alt-Amerika. Lpz., 1970; Stevenson R. Mu­sic in Aztec and Inca territory. Berk. a. o., 1976; The Aztec Templo Mayor / Ed. E. H. Boone. Wash., 1986; Caso A. El Pueblo del sol. Méx., 1989; Aztec imperial strategies. Wash., 1993; Баг­лай В. Е. Ац­те­ки: Ис­то­рия, эко­но­ми­ка, со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ский строй. М., 1998; Сустель Ж. Ацтеки. М., 2003.

Вернуться к началу