Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

АФИ́НА

Авторы: А. А. Тахо-Годи

АФИ́НА (’Αϑηνᾷ, ио­нич. ’Αϑήνη), в греч. ми­фо­ло­гии бо­ги­ня муд­ро­сти и спра­вед­ли­вой вой­ны. Миф о ро­ж­де­нии А. от Зев­са и Ме­ти­ды (муд­ро­сти) – позд­не­го про­ис­хо­ж­де­ния (вре­ме­ни оформ­ле­ния олим­пий­ской ми­фо­ло­гии). С те­че­ни­ем вре­ме­ни ма­те­рин­ст­во Ме­ти­ды при­ни­ма­ло всё бо­лее от­вле­чён­ный и да­же сим­во­ли­че­ский ха­рак­тер; А. счи­та­ет­ся по­ро­ж­де­ни­ем од­но­го Зев­са и при­ни­ма­ет на се­бя функ­ции муд­ро­го бо­же­ст­ва, так же как Зевс вос­при­нял их от Ме­ти­ды.

«Афина, опирающаяся на копьё». Рельеф с афинского Акрополя. Мрамор. Ок. 460 до н. э. Музей Акрополя (Афины).

Из­вест­ные ат­ри­бу­ты клас­си­че­ской А. – змея и со­ва – ука­зы­ва­ют на древ­нее зоо­морф­ное про­шлое бо­ги­ни. Об­раз А., с при­су­щей ей хто­ни­че­ской муд­ро­стью змеи, вос­хо­дит к кри­то-ми­кен­ско­му об­ра­зу бо­ги­ни со змея­ми. Сре­ди не­пре­мен­ных ат­ри­бу­тов А. – эги­да – щит из козь­ей шку­ры с го­ло­вой змеи­но­во­ло­сой Ме­ду­зы, ис­кус­но вы­де­лан­ный Ге­фе­стом, – фе­тиш ог­ром­ной ма­гич. си­лы, уст­ра­шаю­щий бо­гов и лю­дей.

Мно­го­чис­лен­ны све­де­ния о кос­ми­че­ски-сти­хий­ных чер­тах об­раза А. Она хра­нит мол­нии Зев­са. Счи­та­лось, что её изо­бра­же­ние, т. н. пал­ла­ди­ум, упа­ло с не­ба (от­сю­да А. Пал­ла­да). Мощ­ная, страш­ная, со­во­окая бо­ги­ня ар­хаи­ки, об­ла­да­тель­ни­ца эги­ды, в эпо­ху ге­ро­ич. ми­фо­ло­гии она на­прав­ля­ет свою си­лу на борь­бу с ти­та­на­ми и ги­ган­та­ми. А. по­кро­ви­тель­ст­ву­ет ге­ро­ям, за­щи­ща­ет спра­вед­ли­вый об­ще­ст­вен­ный по­ря­док. Лю­бим­цем А. был Одис­сей, ум­ный и сме­лый ге­рой, о чём сви­де­тель­ст­ву­ют по­эмы Го­ме­ра и осо­бен­но «Одис­сея», где ни од­но ма­ло-маль­ски важ­ное дей­ст­вие не об­хо­дит­ся без вме­ша­тель­ст­ва А. Она во­об­ще глав­ная за­щит­ни­ца гре­ков-ахей­цев и по­сто­ян­ный враг тро­ян­цев, хо­тя культ её су­ще­ст­во­вал и в Трое. Глав­ные эпи­те­ты А., на­де­лён­ной гражд. функ­ция­ми, – По­ли­ада («Град­ская») и По­ли­ухос («Гра­до­дер­жи­ца»). Па­мят­ни­ком про­слав­ле­ния муд­рой по­кро­ви­тель­ни­цы Афин­ско­го гос-ва яв­ля­ет­ся тра­ге­дия Эс­хи­ла «Эв­ме­ни­ды» (уч­ре­ж­де­ние бо­ги­ней вер­хов­но­го су­ди­ли­ща Ат­ти­ки – Аре­о­па­га). А. все­гда рас­смат­ри­ва­лась в кон­тек­сте ху­дож. ре­мес­ла, ис­кус­ст­ва, мас­тер­ст­ва и да­же на­зы­ва­лась Эр­га­ной – «Ра­бот­ни­цей»; она на­прав­ля­ет ху­до­же­ст­вен­но-тех­ни­че­ское твор­че­ст­во. А. тай­но по­мог­ла Про­ме­тею ук­расть огонь из куз­ни­цы Ге­фе­ста. В эпо­ху позд­ней ан­тич­но­сти (Прокл, 5 в. н. э.) А. вы­сту­па­ла прин­ци­пом не­де­ли­мо­сти кос­ми­че­ско­го Ума и сим­во­лом все­объ­ем­лю­щей ми­ро­вой муд­ро­сти и тем са­мым рез­ко про­ти­во­пос­тав­ля­лась буй­ст­ву и экс­та­зу Дио­ни­са.

А., хо­тя культ её был рас­про­стра­нён по всей ма­те­ри­ко­вой и ост­ров­ной Гре­ции, осо­бен­но по­чи­та­лась в Ат­ти­ке. Там ей бы­ли по­свя­ще­ны зем­ле­дель­че­ские празд­ни­ки. Осо­бен­но сла­ви­лась А. как за­ко­но­да­тель­ни­ца и по­кро­ви­тель­ни­ца афин­ской го­су­дар­ст­вен­но­сти. В Ат­ти­ке по­чи­та­ли А. Фрат­рию («Брат­скую»), Бу­лайю («Со­вет­ную»), Со­тей­ру («Спа­си­тель­ни­цу»), Про­нойю («Про­ви­дя­щую»). Об­ще­гре­че­ским был празд­ник Ве­ли­ких Па­на­фи­ней – апо­фе­оз А. как во­пло­ще­ния гос. муд­ро­сти.

В Ри­ме А. по­чи­та­лась под име­нем Ми­нер­вы на­ря­ду с ис­кон­ной рим. бо­гиней вой­ны Бел­ло­ной. Культ А. на про­тя­же­нии всей ан­тич­но­сти ос­та­вал­ся сви­де­тель­ст­вом ор­га­ни­зую­щей и на­прав­ляю­щей си­лы ра­зу­ма, ко­то­рый упо­ря­до­чи­ва­ет кос­ми­че­скую и об­ще­ст­вен­ную жизнь, про­слав­ляя стро­гие ус­тои го­су­дар­ст­ва, ос­но­ван­но­го на де­мо­кра­тич. за­ко­но­да­тель­ст­ве.

Иконография

«Афина Варвакион». Римская копия 3 в. со статуи Фидия «Афины Парфенос» (438 до н. э.). Национальный музей (Афины).

А. изо­бра­жа­ли, как пра­ви­ло, в ви­де су­ро­вой и ве­ли­че­ст­вен­ной де­вы в шле­ме, с копь­ём, щи­том – эги­дой (ста­туя А. с зап. фрон­то­на хра­ма Афи­ны Афайи на о. Эги­на, ок. 500 до н. э.). Зна­ме­ни­тая ги­гант­ская хри­со­эле­фан­тин­ная скульп­ту­ра «Афи­на Пар­фе­нос» ра­бо­ты Фи­дия для Пар­фе­но­на на афин­ском Ак­ро­по­ле (по­став­ле­на в 438 до н. э.) не со­храни­лась; о ней мож­но су­дить по позд­ней­шим ко­пи­ям и ре­п­ли­кам («Афи­на Вар­ва­ки­он», мра­мор, 3 в., Нац. му­зей в г. Афи­ны, и др.). «Афи­на Лем­ния», так­же вы­пол­нен­ная Фи­ди­ем для афин­ско­го Ак­ро­по­ля, изо­бра­жа­ла уми­ро­тво­рён­ную бо­ги­ню, оли­це­тво­ряв­шую ми­ро­лю­би­вый по­ли­тич. курс Афин­ско­го гос-ва то­го вре­ме­ни; к его ста­туе «Афи­на Про­ма­хос» вос­хо­дит, воз­мож­но, «Афи­на Ме­ди­чи» (Лувр, Па­риж). Со­хра­ни­лось ок. 10 рим. ре­п­лик в мра­мо­ре брон­зо­вой скуль­птур­ной груп­пы «Афи­на и Мар­сий» Ми­ро­на (сер. 5 в. до н. э.). Отд. сце­ны ми­фов об А. час­то изо­бра­жа­лись в ва­зо­пи­си, вхо­ди­ли в скульп­тур­ное уб­ран­ст­во хра­мов (ро­ж­де­ние А. из го­ло­вы Зев­са, её спор с По­сей­до­ном за об­ла­да­ние зем­лёй Ат­ти­ки – на фрон­то­нах Пар­фе­но­на). А. пред­ста­ёт в сце­нах ги­ган­то­ма­хии (фриз Пер­гам­ско­го ал­та­ря, ок. 180 до н. э.; Пер­га­мон-му­зе­ум, Бер­лин), с Ге­рак­лом (ме­то­па хра­ма Зев­са в Олим­пии, сер. 5 в. до н. э.). В жи­во­пи­си Воз­ро­ж­де­ния фи­гу­ра А. ис­поль­зо­ва­лась в разл. ал­ле­го­ри­ях, оли­це­тво­ряя муд­рость (в мно­го­фи­гур­ных ком­по­зи­ци­ях «Пар­нас» – А. Ман­те­нья, Ра­фа­эль и др.), доб­ро­де­тель и це­ло­муд­рие («Пал­ла­да и кен­тавр» С. Бот­ти­чел­ли, около 1483, га­ле­рея Уф­фи­ци, Фло­рен­ция). Ре­же встре­ча­ет­ся не­по­средств. об­ра­ще­ние к ми­фам об А. – гл. обр. в сце­нах, свя­зан­ных с Арах­ной, Ге­рак­лом, сю­же­том «Суд Па­ри­са» (кар­ти­ны Л. Кра­на­ха Стар­ше­го, Джорд­жо­не, П. П. Ру­бен­са и др.).

Лит.: Nilsson M. P. Die Anfänge der Göttin Athena. Kopenhagen, 1921; Kerényi K. Die Jungfrau und Mutter der griechischen Religion. Z., 1952; Brommer F. Athene Parthenos. Bremen, 1957; Ло­сев А. Ф. Афи­на Пал­ла­да // Та­хо-Го­ди А. А., Ло­сев АФ. Гре­че­ская куль­ту­ра в ми­фах, сим­во­лах и тер­ми­нах. СПб., 1999.

Вернуться к началу