Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

РОССЕЛЛИ́НИ

РОССЕЛЛИ́НИ (Rossellini) Ро­бер­то (8.5.1906, Рим – 3.6.1977, там же), итал. ки­но­ре­жис­сёр, один из ос­но­во­по­лож­ни­ков нео­реа­лиз­ма. В 1930-х гг. учил­ся в Выс­шей тех­нич. шко­ле. На­чи­нал как до­ку­мен­та­лист-лю­би­тель («Под­вод­ная фан­та­зия», 1936; «По­сле­по­лу­ден­ный от­дых фав­на», 1937). Ма­ни­фе­стом нео­реа­лиз­ма стал ф. «Рим – от­кры­тый го­род» (1945, пр. Мкф в Кан­не), в ко­то­ром при­вер­жен­ность Р. до­ку­мен­та­лиз­му со­че­та­лась с ге­ро­ич. па­те­ти­кой. Со­бы­тия итал. Дви­же­ния Со­про­тив­ле­ния лег­ли в ос­но­ву филь­мов «Пайзá» (1946, пр. Мкф в Ве­не­ции), «Ге­не­рал Дел­ла Ро­ве­ре» (1959, пр. Мкф в Ве­не­ции), «В Ри­ме бы­ла ночь» (1960, пр. Мкф в Кар­ло­ви-Ва­ри). Те­ма нравств. де­гра­да­ции, свя­зан­ной с об­ществ. спа­дом 1940-х гг., от­ра­же­на в кар­ти­нах «Гер­ма­ния, год ну­ле­вой», «Ма­ши­на, уби­ваю­щая пло­хих» (обе 1948) и «Где сво­бо­да?» (1954). По­ста­вил филь­мы с уча­сти­ем И. Берг­ман (же­на Р. в 1950–57): «Стром­бо­ли, зем­ля Бо­жья» (1950), «Ев­ро­па-51» (1952), «Пу­те­ше­ст­вие в Ита­лию» (1954) и др. Сре­ди др. филь­мов: «Лю­бовь» (1948), «Фран­циск, ме­не­ст­рель бо­жий» (1950), «Да здрав­ст­ву­ет Ита­лия» и «Ва­ни­на Ва­ни­ни» (оба 1961), «Мес­сия» (1975), до­ку­мен­таль­ный ф. «Центр име­ни Жор­жа Пом­пи­ду» (1977). На ТВ снял ряд филь­мов о вы­даю­щих­ся ис­то­рич. лич­но­стях («Со­крат», 1971; «Блез Пас­каль», 1972; «Де­карт», 1973; «Кир II», 1975).

Лит.: Baldelli P. R. Rossellini. Roma, 1972; Brunetta G. P. R. Rossellini: Una lezione soc­ratica del cinema. Roma, 1980; Ки­но Ита­лии: Нео­реа­лизм. М., 1989; Bondanella P. The films of R. Rossellini. Camb.; N. Y., 1993.

Вернуться к началу