Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ПОЛА́НСКИ

Авторы: А. М. Дементьев

ПОЛА́НСКИ, По­лан­ский, По­лянь­ский (Po­lanski, Polański) Ро­ман (наст. имя и фам. Рай­мунд Ро­ман Либ­линг, Liebling) (р. 18.8.1933, Па­риж), ки­но­ре­жис­сёр, ак­тёр, сце­на­рист, про­дю­сер. В 1959 окон­чил ки­но­шко­лу в Лод­зи. Из се­мьи им­ми­гран­тов (отец из Поль­ши, мать из Рос­сии). С 1936 в Поль­ше: по­сле ок­ку­па­ции в 1939 от­прав­лен с семь­ёй в кра­ков­ское гет­то, из ко­то­ро­го че­рез год сбе­жал. Во вре­мя 2-й ми­ро­вой вой­ны ски­тал­ся по польск. де­рев­ням. В 1945 вос­со­еди­нил­ся с чу­дом уце­лев­шим в конц­ла­ге­ре Ма­ут­хау­зен-Гу­зен от­цом (мать по­гиб­ла в Ос­вен­ци­ме). В 1948 с ус­пе­хом сыг­рал гл. роль в спек­так­ле «Сын пол­ка» по од­но­им. по­вес­ти В. П. Ка­тае­ва (Вар­шав­ский ТЮЗ). Как ки­но­ак­тёр де­бю­ти­ро­вал в 1953 (ф. «Три рас­ска­за», но­вел­ла «Яцек» К. На­лец­ко­го). Иг­рал в филь­мах А. Вай­ды: «По­ко­ле­ние», «Лёт­на», «Не­вин­ные ча­ро­деи», «Сам­сон», «Месть». Пер­вые ре­жис­сёр­ские ра­бо­ты (сту­денч. ко­рот­ко­мет­раж­ные филь­мы, в т. ч. «Двое со шка­фом», 1958, пр. Мкф в Обер­хау­зе­не) вы­яви­ли склон­ность П. к «чёр­но­му» юмо­ру, аб­сурд­ным си­туа­ци­ям и при­влек­ли вни­ма­ние к его твор­че­ст­ву за пре­де­ла­ми Поль­ши. Пол­но­мет­раж­ный ре­жис­сёр­ский де­бют П. «Нож в во­де» (1962, пр. Мкф в Ве­не­ции) – пси­хо­ло­гич. тре­уголь­ник, пе­ре­хо­дя­щий в трил­лер, впер­вые в ис­то­рии польск. ки­но но­ми­ни­ро­ван на пр. «Ос­кар». По­сле об­ви­не­ний филь­ма в под­ра­жа­нии бур­жу­аз­но­му иск-ву и за­пре­та ис­пол­нить в нём гл. роль П. эмиг­ри­ро­вал во Фран­цию. Со­труд­ни­че­ст­во со сце­на­ри­стом Ж. Бра­ком в 1960–70-х гг.

при­нес­ло П. ми­ро­вую из­вест­ность и ком­мерч. ус­пех (их пер­вая сов­мест­ная ра­бо­та – но­вел­ла в ф. «Са­мые пре­крас­ные мо­шен­ни­че­ст­ва в ми­ре», 1964). Сня­тый в Ве­ли­ко­бри­та­нии ф. «От­вра­ще­ние» (1965) – яр­кая ме­та­фо­ра про­ти­во­стоя­ния че­ло­ве­ка аг­рес­сив­но­му, не­по­зна­вае­мо­му ми­ру, борь­ба с ко­то­рым бу­дет не­из­беж­но про­иг­ра­на. Здесь окон­ча­тель­но офор­ми­лись осн. те­ма и ав­тор­ский стиль П., по­лу­чив­шие за­тем раз­ви­тие в кар­ти­нах «Ре­бё­нок Роз­ма­ри» (1968, США) и «Жи­лец» (1976, Фран­ция), где ре­жис­сёр про­де­мон­ст­ри­ро­вал мас­тер­ское ба­лан­си­ро­ва­ние на гра­ни ре­аль­но­сти и мис­ти­ки. Эти три филь­ма об­ра­зу­ют т. н. ком­нат­ную три­ло­гию, где ис­точ­ни­ком ужа­са слу­жат пред­ме­ты обы­ден­ной об­ста­нов­ки. На сти­ли­сти­ку и ат­мо­сфе­ру филь­мов П. ока­за­ла влия­ние лич­ная тра­ге­дия – убий­ст­во в 1969 его же­ны, Ш. Тейт, в Лос-Анд­же­ле­се чле­на­ми куль­то­вой сек­ты «Се­мья» Ч. Мен­со­на. От­ра­же­ни­ем это­го от­час­ти ста­ла жес­то­кая, на­ту­ра­листич. эк­ра­ни­за­ция шек­спи­ров­ско­го «Мак­бе­та» (1971). Уе­хав по­сле тра­ге­дии в Ев­ро­пу, в 1974 П. вер­нул­ся в США и по­ста­вил ф. «Ки­тай­ский квар­тал» – мрач­ный де­тек­тив, вы­дер­жан­ный в ду­хе «зо­ло­то­го ве­ка» Гол­ли­ву­да. В 1978 из-за су­деб­но­го пре­сле­до­ва­ния за связь с не­со­вер­шен­но­лет­ней по­ки­нул США, по­се­лив­шись во Фран­ции. В 1979 по­свя­тил по­гиб­шей же­не ф. «Тэсс» (по ро­ма­ну «Тэсс из ро­да д’Эрбервиллей» Т. Хар­ди). Ав­то­био­гра­фич. мо­ти­ва­ми от­ме­чен ф. «Пиа­нист» (2002, пр. Мкф в Кан­не; пр. «Ос­кар»), дей­ст­вие ко­то­ро­го про­ис­хо­дит в кра­ков­ском гет­то вре­мён 2-й ми­ро­вой вой­ны. Сре­ди др. филь­мов: «Ког­да па­да­ют ан­гелы» (1959), «Ту­пик» (1966, пр. Мкф в Зап. Бер­ли­не), «Бал вам­пи­ров» (1967), «Пи­ра­ты» (1986), «Не­ис­то­вый» (1988), «Горь­кая лу­на» (1992), «Смерть и де­вуш­ка» (1994), «Де­вя­тые вра­та» (1999), «При­зрак» (2010, пр. Мкф в Бер­ли­не), «Рез­ня» (2011), «Ве­не­ра в ме­хах» (2013). Вы­сту­па­ет так­же как те­ат­раль­ный ре­жис­сёр. В 2009 П., при­ехав­ший на ки­но­фес­ти­валь в Цю­рих, что­бы по­лучить на­гра­ду за ре­жис­сёр­скую дея­тель­ность, был аре­сто­ван по вы­дан­но­му в США в 1978 ор­де­ру. Об­ра­ще­ние в за­щи­ту П. под­пи­са­ли В. Ал­лен, П. Аль­мо­до­вар, М. Скор­се­зе, В. Вен­дерс и др. В 2010 швейц. вла­сти от­ка­за­ли США в вы­да­че П. и ос­во­бо­ди­ли его из-под до­маш­не­го аре­ста. П. по­свя­ще­ны до­ку­мен­таль­ные филь­мы М. Зе­но­вич «Ро­ман По­лан­ски: ра­зы­ски­вае­мый и же­лан­ный» (2008) и «Ро­ман По­лан­ски: тре­тий лиш­ний» (2012), а так­же ф. «Ро­ман По­лан­ски: Ки­но­ме­муа­ры» Л. Бу­зе­ро (2011).

Соч.: Roman. N. Y., 1984.

Лит.: Kiernan Th. The R. Polanski story. N. Y., 1980; Wexman V. W. R. Polanski. Boston, 1985; R. Polanski. Münch., 1986; Parker J. Po­lanski. L., 1993; Stachowna Gr. R. Polański i jego filmy. Warsz., 1994; Cappabianca A. R. Polanski. Recco, 1997; Сэнд­форд К. Р. По­лан­ски. М., 2012.

Вернуться к началу