Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ГОДА́Р

Авторы: М. С. Трофименков
Ж. Л. Годар. Кадр из фильма «На последнем дыхании». 1960.

ГОДА́Р (Godard) Жан Люк (р. 3.12.1930, Па­риж), франц. и швейц. ки­но­ре­жис­сёр, сце­на­рист, тео­ре­тик ки­но. В 1949 по­сту­пил в Сор­бон­ну, где изу­чал эт­но­ло­гию. В 1950 ос­но­вал (совм. с Ж. Ри­ве­том и Э. Ро­ме­ром) «La Gazette du cinéma», где де­бю­ти­ро­вал как ки­но­кри­тик под псевд. Ганс Лу­кас. Один из ве­ду­щих ав­то­ров (1952, 1956–59) ж. «Les Cahiers du cinéma», про­па­ган­ди­ро­вал амер. жан­ро­вое и франц. «ав­тор­ское» ки­но, за­кла­ды­вая тео­ре­тич. ос­но­вы «но­вой вол­ны». Ре­жис­сёр­ский де­бют – до­ку­мен­таль­ный фильм «Опе­ра­ция бе­тон» (1954). Пер­вый пол­но­мет­раж­ный ф. «На по­след­нем ды­ха­нии» (1960, пр. Мкф в Зап. Бер­ли­не) стал ма­ни­фе­стом «но­вой вол­ны», ра­ди­каль­но транс­фор­ми­ро­вав язык ки­но и за­ло­жив ос­но­вы эс­те­ти­ки Г.: от­ри­ца­ние за­ко­нов мон­та­жа, ли­ней­но­го сце­на­рия, па­виль­он­ных съё­мок; трак­тов­ка иг­ро­во­го филь­ма как до­ку­мен­таль­но­го сви­де­тель­ст­ва о сво­ей эпо­хе; ис­поль­зо­ва­ние приё­мов кол­ла­жа, ци­тат и ал­лю­зий, пред­ве­щаю­щее эс­те­ти­ку по­стмо­дер­низ­ма; рас­тво­ре­ние жан­ро­во­го на­ча­ла в ли­рич. ав­тор­ском тек­сте. Ряд филь­мов Г. под­вер­гал­ся пре­сле­до­ва­ни­ям цен­зу­ры: «Ма­лень­кий сол­дат» (1960, вы­шел на эк­ра­ны в 1963; за­пре­щён за кри­ти­ку ко­ло­ни­аль­ной вой­ны в Ал­жи­ре), «За­муж­няя жен­щи­на» (1964), «Бо­го­ро­ди­ца, де­ва, ра­дуй­ся» (1985). В филь­мах 1-й пол. 1960-х гг. Г. за­ни­ма­ли про­бле­мы сво­бо­ды, вла­сти, под­чи­не­ния: «Жить сво­ей жиз­нью» (1962, пр. Мкф в Ве­не­ции), «Ка­ра­би­не­ры», «Пре­зре­ние» (оба 1963), «Аль­фа­виль», «Бе­зум­ный Пье­ро» (оба 1965). В фор­ме со­цио­ло­гич. ис­сле­до­ва­ния сня­ты филь­мы «Муж­ское – жен­ское» (1966, пр. Мкф в Зап. Бер­ли­не), «Две или три ве­щи, ко­то­рые я знаю о ней», «Ки­та­ян­ка» (пр. Мкф в Ве­не­ции; оба 1967). Ан­ти­бур­жу­аз­ная са­ти­ра в ф. «Уик-энд» (1967) – пред­ви­де­ние и идео­ло­гич. обос­но­ва­ние ле­во­ра­ди­каль­но­го бун­та. Ак­тив­но уча­ст­вуя в сту­денч. вол­не­ни­ях 1968, Г. пе­ре­шёл на по­зи­ции мао­из­ма. Соз­дал (совм. с Ж. П. Го­ре­ном и Ж. А. Ро­же) «груп­пу Дзи­ги Вер­то­ва», сни­мав­шую ано­ним­ные про­па­ган­ди­ст­ские «ки­но­лис­тов­ки» (в т. ч. по за­ка­зу Ор­га­ни­за­ции ос­во­бо­ж­де­ния Па­ле­сти­ны, о со­бы­ти­ях в Че­хо­сло­ва­кии, Вьет­на­ме и т. д.). В ф. «Всё хо­ро­шо» (1972, совм. с Го­ре­ном) Г. вер­нул­ся к тра­диц. ки­но­про­из­вод­ст­ву, иро­нич­но изо­бра­зив за­бас­то­воч­ное дви­же­ние. В 1970-х гг. од­ним из пер­вых стал ос­мыс­лять и ис­поль­зо­вать ви­део как но­вый вид иск-ва: «Но­мер два» (1975), «Здесь и там», «Ше­стью два» (оба 1976). С 1973 час­то ра­бо­та­ет в со­ав­тор­ст­ве с А. М. Мье­виль. С 1980 жи­вёт в Швей­ца­рии. На­чи­ная с ф. «Спа­сай­ся, кто мо­жет» (1980) Г. об­ра­тил­ся к внеш­не тра­диц. ки­но­язы­ку; дра­ма не­ком­му­ни­ка­бель­но­сти в совр. ми­ре вы­ра­же­на че­ре­до­ва­ни­ем ста­ти­ки и ус­лов­ной ди­на­ми­ки, под­чёр­ки­ваю­щей не­под­лин­ность лю­бой ими­та­ции жиз­ни. Фильм «Страсть» (1982) син­те­зи­ро­вал вы­ра­зит. сред­ст­ва ки­но и «ожив­шую» клас­сич. жи­во­пись. В ф. «Имя Кар­мен» (1983, пр. Мкф в Ве­не­ции) сю­жет П. Ме­ри­ме пе­ре­не­сён в тер­ро­ри­стич. под­по­лье. Зна­чит. про­ект Г. кон. 1980-х – 1990-х гг. – те­ле­се­ри­ал «Ис­то­рии ки­но» (1989–98) – кол­лаж ви­зу­аль­но­го на­сле­дия ми­ро­вой куль­ту­ры в со­про­во­ж­де­нии ли­рич. мо­но­ло­га ав­то­ра, глу­бо­ко пес­си­ми­стич. обоб­ще­ние опы­та 20 в. В 1990-х – нач. 2000-х гг. Г. по­ста­вил филь­мы в жан­ре эс­се, на­бро­ска, эле­гии на те­мы бес­си­лия ху­дож­ни­ка, на­си­лия и со­про­тив­ле­ния на­си­лию: «Го­ре мне» (1993), «ЖЛГ/ЖЛГ» (1995), «Мо­царт на­все­гда» (1996), «Эле­гия люб­ви» (2001). Ав­тор сце­на­ри­ев боль­шин­ст­ва сво­их филь­мов. Пр. Мкф в Ве­не­ции за вклад в ки­но­ис­кус­ст­во (1982).

Соч.: Introduction à une véritable histoire du cinéma. P., 1980; Го­дар о Го­да­ре // Ис­кус­ст­во ки­но. 1991. № 2; J.-L. Godard par J.-L. Godard. P., 1998; The future(s) of film: three interviews 2000–2001. Bern; B., 2002.

Лит.: Collet J. J.-L. Godard. P., 1963; Le­fevre R. J.-L. Godard. P., 1983; La Nouvelle Vague 25 ans après. P., 1983; Desbarats C. L’effet Godard. Toulouse; Mil., 1989; Dou­in J. L. J.-L. Godard. P., 1989; Cerisuelo M. J.-L. Godard. P., 1989; Ж.-Л. Го­дар. Страсть: ме­ж­ду чер­ным и бе­лым. [М.], 1991; Ber­ga­la A. Nul mieux que Godard. P., 1999; For ever Godard. L., 2004; Maccabe C. Go­dard: A por­t­rait of the artist at 70. N. Y., 2004; Тро­фи­мен­ков М. Две или три ве­щи, ко­то­рые я знаю о нем // Тро­фи­мен­ков М. Я обе­щаю вам кровь и сле­зы… СПб.; М., 2005.

Вернуться к началу