Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ГЕ́РМАН

Авторы: Л. Н. Березовчук
А. Ю. Герман. Кадр из фильма «Мой друг Иван Лапшин». 1984.

ГЕ́РМАН Алек­сей Юрь­е­вич (р. 20.7.1938, Ле­нин­град), рос. ре­жис­сёр, нар. арт. РФ (1998). Сын Ю. П. Гер­ма­на. В 1960 окон­чил ре­жис­сёр­ский ф-т Ле­нингр. те­ат­раль­но­го ин-та им. А. Н. Ост­ров­ско­го. Ре­жис­сёр Смо­лен­ско­го дра­ма­тич. те­ат­ра, БДТ им. М. Горь­ко­го (Ле­нин­град). С 1964 – на ки­но­сту­дии «Лен­фильм» (де­бю­ти­ро­вал ф. «Седь­мой спут­ник», 1968, совм. с Г. Л. Аро­но­вым). В ра­ботах Г. (так­же ав­тор сце­на­ри­ев сво­их филь­мов) тра­гич., пе­ре­лом­ные пе­рио­ды отеч. ис­то­рии от­ра­же­ны в судь­бах отд. лю­дей, су­ще­ст­вую­щих на гра­ни смер­ти, цен­но­сти ча­ст­ной жиз­ни про­ти­во­сто­ят взаи­мо­ис­треб­ле­нию: «Про­вер­ка на до­ро­гах» (созд. в 1971 под назв. «Опе­ра­ция "С Но­вым го­дом!"», вы­шел на эк­ра­ны в 1986; Гос. пр. СССР, 1988) и «Два­дцать дней без вой­ны» (1977). В филь­мах «Мой друг Иван Лап­шин» (1984, пр. Мкф в Ло­кар­но; Гос. пр. РСФСР, 1986) и «Хру­ста­лёв, ма­ши­ну!» (1998) ре­жис­сёр соз­дал об­раз ис­то­рии как ир­ра­цио­наль­ной сти­хии, вра­ж­деб­но­го че­ло­ве­ку хао­са. Близ­кая до­ку­мен­таль­ной ма­не­ра Г., его изо­бра­зит. сти­ли­сти­ка ос­но­ва­ны на по­эзии пла­стич. форм, вос­соз­да­нии пред­мет­но­го ми­ра эпо­хи, точ­но пе­ре­даю­ще­го её эмо­цио­наль­ную ат­мо­сфе­ру. Суть творч. ме­то­да ре­жис­сё­ра – в об­ра­ще­нии к па­мя­ти че­ло­ве­ка, его субъ­ек­тив­но­му вос­при­ятию, соз­даю­ще­му пред­по­сыл­ки для ху­дож. пре­лом­ле­ния ис­то­рич. про­шло­го. Сни­мал­ся в ф. «Сер­гей Ива­но­вич ухо­дит на пен­сию», т/ф «Раф­фер­ти». С 1990 худ. рук. Сту­дии пер­во­го и экс­пе­рим. филь­ма. С 1998 ве­дёт ре­жис­сёр­скую мас­тер­скую на Выс­ших кур­сах сце­на­ри­стов и ре­жис­сё­ров (совм. с же­ной С. И. Кар­ма­литой).

Лит.: Лип­ков А. Гер­ман, сын Гер­ма­на. М., 1988; Ям­поль­ский М. Дис­курс и по­ве­ст­во­ва­ние // Ки­но­сце­на­рии. 1989. № 6; Ши­ло­ва И. и др. К ин­тер­пре­та­ции филь­ма. [О филь­ме «Хру­ста­лев, ма­ши­ну!»] // Ки­но­вед­че­ские запис­ки. 2000. № 44; Бе­ре­зов­чук Л. Иден­ти­фи­ка­ция вре­ме­ни // Там же. 2005. № 76.

Вернуться к началу