Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ЛУ́КАС

Авторы: И. А. Звегинцева
Дж. У. Лукас. Кадр из фильма «Атака клонов». 2002.

ЛУ́КАС (Lucas) Джордж Уол­тон (р. 14.5.1944, Мо­де­сто, штат Ка­ли­фор­ния), амер. ре­жис­сёр, сце­на­рист, про­дю­сер. В 1965 окон­чил ки­но­шко­лу ун-та Юж. Ка­ли­фор­нии (Сан-Фран­ци­ско). В 1967 об­ра­тил на се­бя вни­ма­ние ди­плом­ной ра­бо­той «Элек­трон­ный ла­би­ринт: THX 1138: 4 EB». При со­дей­ст­вии Ф. Ф. Коп­по­лы эта ко­рот­ко­мет­раж­ная кар­ти­на бы­ла пе­ре­ра­бо­та­на в пол­но­мет­раж­ный фан­та­стич. ф. «THX 1138» (1970), гл. те­ма ко­то­ро­го – тор­же­ст­во че­ло­веч­но­сти в бес­че­ло­веч­ном об­ще­ст­ве ма­шин и ро­бо­тов. Л. был ас­си­стен­том Коп­по­лы на съём­ках филь­мов «Ра­ду­га Фай­ниа­на» (1968) и «Лю­ди до­ж­дя» (1969, пр. Мкф в Сан-Се­ба­сть­я­не). В 1968 снял до­ку­мен­таль­ный ф. «Ки­не­ма­то­гра­фист» (по­свя­щён­ный Коп­по­ле). В 1971 ос­но­вал сту­дию «Lucasfilm», в 1975 – фир­му ком­пь­ю­тер­ных спе­цэф­фек­тов «Industrial Light and Magic» (обе – близ Сан-Фран­ци­ско). В 1973 по­ста­вил ф. «Аме­ри­кан­ские граф­фи­ти» – нос­таль­гич. лен­ту в сти­ле «рет­ро», рас­ска­зы­ваю­щую о жиз­ни мо­ло­дых лю­дей в про­винц. го­род­ке. Ув­лёк­шись но­вы­ми тех­но­ло­гия­ми и воз­мож­но­стя­ми ком­пь­ю­тер­ной гра­фи­ки, Л. ис­поль­зо­вал их в «Звёзд­ных вой­нах» (1977, пр. «Ос­кар») – од­ном из са­мых «кас­со­вых» филь­мов амер. ки­не­ма­то­гра­фа, со­еди­няю­щем эле­мен­ты сказ­ки о спа­се­нии пре­крас­ной прин­цес­сы с мас­штаб­ны­ми кар­ти­на­ми бу­ду­ще­го. Воз­вра­тил­ся к те­ме «звёзд­ных войн» в кон. 1990-х гг.: «Скры­тая уг­роза» (1999), «Ата­ка кло­нов» (2002), «Месть сит­хов» (2005); пол­но­мет­раж­ный ани­мац. ф. «Вой­ны кло­нов» (2008). В 1980–90-х гг. вы­сту­пал как сце­на­рист и про­дю­сер сня­тых др. ре­жис­сё­ра­ми (в т. ч. С. Спил­бер­гом) филь­мов: «Им­пе­рия на­но­сит от­вет­ный удар» (1980) и «Воз­вра­ще­ние Джи­дая» (1983), во­шед­ших в цикл о «звёзд­ных вой­нах»; «Уил­лоу», «Та­кер. Че­ло­век и его меч­та» (оба 1988), а так­же филь­мов о при­клю­че­ниях Ин­диа­ны Джон­са – «Ис­ка­те­ли по­терян­но­го ков­че­га» (1981), «Ин­диа­на Джонс и храм судь­бы» (1984), «Ин­диа­на Джонс и по­след­ний кре­сто­вый по­ход» (1989), «Хро­ни­ки мо­ло­до­го Ин­диа­ны Джон­са» (1992–96), «Ин­диа­на Джонс и Ко­ро­лев­ст­во Хру­сталь­но­го Че­ре­па» (2008).

Лит.: Monaco J. American film now: the people, the power, the money, the movies. 2nd ed. N. Y., 1984; Кар­це­ва Е. Гол­ли­вуд: кон­тра­сты 70-х. М., 1987.

Вернуться к началу