Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

КО́ППОЛА

Авторы: В. Н. Турицын
Ф. Ф. Коппола. Кадр из фильма «Апокалипсис сегодня». 1979.

КО́ППОЛА (Coppola) Фрэн­сис Форд (р. 7.4.1939, Дет­ройт), амер. ки­но­ре­жис­сёр, сце­на­рист, про­дю­сер. По про­ис­хо­ж­де­нию италь­я­нец (отец К. – флей­тист и ком­по­зи­тор, со­чи­нил му­зы­ку для не­сколь­ких филь­мов К.). В 1960 окон­чил Ун-т Хоф­ст­ра (Хем­п­стед), в 1967 – Кали­фор­ний­ский ун-т (Лос-Анд­же­лес). С 10 лет сни­мал лю­би­тель­ские ко­рот­комет­раж­ные филь­мы, в ко­то­рых сам вы­сту­пал и как ак­тёр. В проф. ки­но с 1960-х гг. Пи­сал сце­на­рии, за­ни­мал­ся мон­таж­ны­ми экс­пе­ри­мен­та­ми. В по­ис­ках собств. ма­не­ры и те­мы об­ра­щал­ся к разл. жан­рам: эро­тич. фильм «Се­го­дня ве­че­ром на­вер­ня­ка!» (1962), пси­хо­па­то­ло­гич. дра­ма в го­тич. ду­хе «Бе­зу­мие 13» (1963, под рук. ре­жис­сё­ра и про­дю­се­ра Р. У. Кор­ме­на), ко­ме­дия в сти­ли­сти­ке «но­вой вол­ны» «Ты те­перь боль­шой маль­чик» (1966), нра­во­учит. мю­зикл с уча­сти­ем Ф. Ас­те­ра «Ра­ду­га Фай­ниа­на» (1968). Пер­вая зре­лая ра­бо­та – ф. «Лю­ди до­ж­дя» (1969, пр. Мкф в Сан-Се­ба­сть­я­не) о не­удач­ни­ках, вы­бро­шен­ных об­ще­ст­вом на обо­чи­ну жиз­ни. В 1970-е гг. ка­ж­дый фильм К. ста­но­вил­ся зна­чит. яв­ле­ни­ем амер. ки­но. «Крё­ст­ный отец» (1972, К. – со­ав­тор сце­на­рия, пр. «Ос­кар») от­крыл три­ло­гию о кла­не нью-йорк­ской ма­фии, ре­шён­ную в жан­ре се­мей­ной са­ги («Крё­ст­ный отец-II», 1974, пр. «Ос­кар»; «Крё­ст­ный отец-III», 1990), и вы­явил од­ну из ос­но­во­по­ла­гаю­щих черт ре­жис­сёр­ской ма­не­ры К. – уме­ние вос­соз­да­вать быт и ат­мо­сфе­ру ушед­ших эпох. Ак­ту­аль­ность зву­ча­ния кар­ти­ны «Раз­го­вор» (1974, гл. пр. Мкф в Кан­не) бы­ла обу­слов­ле­на скан­даль­ным «уо­тер­гейт­ским де­лом»: ис­то­рия спе­циа­ли­ста по под­слу­ши­ва­нию кон­фи­ден­ци­аль­ных раз­го­во­ров трак­то­ва­на здесь как прит­ча о кри­зи­се до­ве­рия в совр. об­ще­ст­ве. В гран­ди­оз­ном ф. «Апо­ка­лип­сис се­го­дня» (1979, гл. пр. Мкф в Кан­не) К., вос­соз­да­вая ужа­саю­щие кар­ти­ны вой­ны во Вьет­на­ме, стре­мил­ся вы­явить ме­та­фи­зич. и эк­зи­стен­ци­аль­ные ос­но­вы аг­рес­сии как мо­раль­но­го зла. В кон. 1960-х – 1970-е гг. К. – один из бес­спор­ных ли­де­ров т. н. Но­во­го Гол­ли­ву­да, че­му спо­соб­ст­во­ва­ли так­же про­дю­си­ро­ва­ние зна­чи­мых филь­мов и соз­да­ние сце­на­ри­ев для др. ки­но­ре­жис­сё­ров («Пат­тон» Ф. Шеф­не­ра, 1970, сце­на­рий совм. с Э. Нор­том, пр. «Ос­кар» за луч­ший сце­на­рий; «Ве­ли­кий Гэтс­би» Дж. Клей­то­на, по ро­ма­ну Ф. С. Фицд­же­раль­да, и др.). По­доб­но­го об­ществ. ре­зо­нан­са не вы­зы­ва­ли филь­мы К. 1980-х – нач. 1990-х гг.: кра­соч­ный, вы­чур­ный, с из­быт­ком ком­пь­ю­тер­ных эф­фек­тов фильм-при­клю­че­ние «От все­го серд­ца» (1982), сти­ли­за­ции на те­му бит­ни­че­ст­ва «Из­гои» (1983) и «Бой­цо­вая рыб­ка» (1983), ган­г­стер­ский мю­зикл «Клуб "Кот­тон"» (1984), раз­мыш­ле­ние о «вьет­нам­ском син­дро­ме» «Са­ды кам­ней» (1987), мо­дер­ни­зи­ро­ван­ная и эс­те­ти­зи­ро­ван­ная вер­сия ис­то­рии о зна­ме­ни­том вам­пи­ре «Дра­ку­ла Брэ­ма Сто­ке­ра» (1992). По­сле дол­го­го мол­ча­ния в 2007 К. по­ста­вил ме­та­фи­зич. дра­му «Мо­ло­дость без мо­ло­до­сти», ос­но­ван­ную на «фи­ло­со­фич. фан­та­сти­ке» М. Элиа­де и спрое­ци­ро­ван­ную на эпо­ху на­циз­ма кон. 1930-х гг.

Лит.: Бе­рез­ниц­кий Я. Как соз­дать са­мо­го се­бя. М., 1976; Jacobs D. Hollywood Renais­sance. N. Y., 1980; Пла­хов А. Все­го 33. Звез­ды ми­ро­вой ки­но­ре­жис­су­ры. Вин­ни­ца, 1999; Schumacher M. F. F. Coppola: a filmaker’s life. N. Y., 1999.

Вернуться к началу