Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

КО́ЗИНЦЕВ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 420

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Я. Марголит
Кадр из фильма «Гамлет». Режиссёр Г. М. Козинцев. 1964.

КО́ЗИНЦЕВ Гри­го­рий Ми­хай­ло­вич [9(22).3.1905, Ки­ев – 11.5.1973, Ле­нин­град], рос. ре­жис­сёр, сце­на­рист, пе­да­гог, ис­кус­ст­во­вед, нар. арт. СССР (1964). Ро­дил­ся в се­мье вра­ча. В 1919 в Кие­ве по­се­щал шко­лу жи­во­пи­си А. А. Экс­тер, как де­ко­ра­тор уча­ст­во­вал в ра­бо­те над спек­так­лем «Фу­эн­те Ове­ху­на» Ло­пе Ф. де Ве­ги Кар­пьо в по­ста­нов­ке К. А. Мард­жа­ни­шви­ли (Мард­жа­но­ва), ри­со­вал агит­пла­ка­ты, совм. с А. Я. Ка­п­ле­ром и С. И. Ют­кеви­чем ор­га­ни­зо­вал те­атр «Ар­ле­кин», ув­ле­кал­ся эс­те­ти­кой нар. те­ат­ра. В 1920–1922 учил­ся в Гос. сво­бод­ных учеб­но-ху­дож. мас­тер­ских в Пет­ро­гра­де (класс Н. И. Альт­ма­на). Па­рал­лель­но ра­бо­тал ре­жис­сё­ром сту­дии при Те­ат­ре ко­мич. опе­ры под рук. Мард­жа­но­ва. Здесь К. по­зна­ко­мил­ся с Л. З. Трау­бер­гом, что по­ло­жи­ло на­ча­ло их мно­го­лет­не­му (до 1945) со­вме­ст­но­му твор­че­ст­ву. В 1921 они соз­да­ли ФЭКС и вы­пус­ти­ли про­грамм­ный сб. ста­тей «Экс­цен­тризм» (с Ют­ке­ви­чем и те­ат­раль­ным реж. Г. К. Кры­жиц­ким). Пер­вы­ми творч. во­пло­ще­ния­ми этой про­грам­мы ста­ли те­ат­раль­ные экс­цен­трич. кло­уна­ды [«Же­нить­ба» по Н. В. Го­го­лю (с под­за­го­лов­ком «Элек­три­фи­ка­ция Го­го­ля»), 1922; аги­то­боз­ре­ние «Внеш­торг на Эй­фе­ле­вой баш­не», 1923, и др.]. В 1924 ФЭКС был пре­об­ра­зо­ван в ки­но­мас­тер­скую (пер­вые ра­бо­ты – экс­цен­трич. ко­рот­ко­мет­раж­ные филь­мы «По­хо­ж­де­ния Ок­тяб­ри­ны», 1924, «Миш­ки про­тив Юде­ни­ча», 1925). На­чал фор­ми­ро­вать­ся кол­лек­тив творч. со­рат­ни­ков, дол­гое вре­мя ра­бо­тав­ших с К. (С. А. Ге­ра­си­мов, Е. А. Кузь­ми­на, Я. Б. Жей­мо, О. П. Жа­ков, Т. Ф. Ма­ка­ро­ва, А. А. Ко­ст­рич­кин, П. С. Со­бо­лев­ский, С. З. Ма­га­рилл и др.). Со­труд­ни­че­ст­во с круп­ней­ши­ми пред­ста­ви­те­ля­ми отеч. куль­ту­ры 20 в. С. М. Эй­зен­штей­ном, Е. Е. Ене­ем, А. Н. Мо­ск­ви­ным, Ю. Н. Ты­ня­но­вым, Д. Д. Шос­та­ко­ви­чем (с 1929 ком­по­зи­тор пи­сал му­зы­ку ко всем филь­мам К., кро­ме ф. «Дон Ки­хот») и др. зна­чи­тель­но рас­ши­ри­ло про­стран­ст­во ху­дож. тра­ди­ции, в рус­ле ко­то­рой раз­ви­ва­лось твор­че­ст­во К. (опыт книж­ной гра­фи­ки «Ми­ра ис­кус­ст­ва», жи­во­пи­си нем. экс­прес­сио­низ­ма, но­вей­ших до­сти­же­ний совр. муз. сим­фо­низ­ма и т. д.). Уже в пер­вом пол­но­мет­раж­ном филь­ме – ро­ман­тич. ме­ло­дра­ме «Чёр­то­во ко­ле­со» (1926) про­зву­ча­ла важ­ней­шая для К. те­ма столк­но­ве­ния че­ло­ве­ка с из­на­чаль­но чу­ж­дым и по­то­му вра­ж­деб­ным ему ми­ром, по­лу­чив­шая раз­ви­тие в филь­мах «Ши­нель» (1926), «С. В. Д.» (1927). В при­знан­ном ше­дев­ром изо­бра­зит. мас­тер­ст­ва ф. «Но­вый Ва­ви­лон» (1929) К. и Трау­берг ве­ли рас­сказ о Па­риж­ской ком­му­не 1871 сред­ст­ва­ми «ин­тел­лек­ту­аль­но­го ки­но» в жан­ре мон­таж­ной ис­то­ри­ко-ре­во­люц. эпо­пеи. Де­бют К. и Трау­бер­га в зву­ко­вом ки­но – дра­ма «Од­на» (1931), осн. сред­ст­вом зву­ко­вой вы­ра­зи­тель­но­сти в ко­то­рой ста­ла му­зы­ка Шос­та­ко­ви­ча. Но­вый этап в их твор­че­ст­ве оз­на­ме­но­ва­ла три­ло­гия о Мак­си­ме («Юность Мак­си­ма», 1935, «Воз­вра­ще­ние Мак­си­ма», 1937, «Вы­борг­ская сто­ро­на», 1939; Гос. пр. СССР, 1941) – ис­то­рия юно­го про­ле­та­рия, всту­паю­ще­го в по­еди­нок с ма­ши­ной цар­ской им­пе­рии и ста­но­вя­ще­гося вид­ным дея­те­лем но­во­го ра­бо­че­го го­су­дар­ст­ва. За­яв­лен­ное в ма­ни­фе­сте «Экс­цен­тризм» при­стра­стие к мас­со­вой куль­ту­ре (аван­тюр­но­му се­риа­лу, цир­ку, кло­уна­де, гор. пе­сен­но­му фольк­ло­ру) по­лу­чи­ло пол­ное во­пло­ще­ние как в се­ри­аль­ной струк­ту­ре по­ве­ст­во­ва­ния, так и в об­ра­зе гл. ге­роя, вос­хо­дя­щем к тра­ди­ции нар. шу­та-ба­ла­гу­ра, не­по­средств. но­си­те­ля нар. празд­нич­но-кар­на­валь­ной сти­хии. В 1939–40 К. и Трау­берг ра­бо­та­ли над сце­на­ри­ем ф. «Карл Маркс», но вес­ной 1941 по­ста­нов­ка бы­ла пре­кра­ще­на на ста­дии под­го­то­вит. пе­рио­да по рас­по­ря­же­нию выс­ше­го ру­ко­вод­ст­ва стра­ны. Их по­след­ний со­вме­ст­ный ф. «Про­стые лю­ди» (1945) под­верг­ся кри­ти­ке в по­ста­нов­ле­нии ЦК ВКП (б) «О ки­но­филь­ме „Боль­шая жизнь“» (1946), был пе­ре­мон­ти­ро­ван и вы­шел на эк­ра­ны в 1956. Изо­бра­зит. ре­ше­ние ря­да сцен пред­восхи­ща­ло ки­не­ма­то­граф 1960–70-х гг. В кон. 1940-х – нач. 1950-х гг. К. по­ста­вил два филь­ма в ис­то­ри­ко-био­гра­фич. жан­ре – «Пи­рогов» (1947, Гос. пр. СССР, 1948) и «Бе­лин­ский» (1951, вы­шел на эк­ра­ны в 1953). В нач. 1950-х гг. пред­по­ла­гал по­свя­тить се­бя преим. те­ат­раль­ной ра­бо­те, к ко­то­рой об­ра­тил­ся ещё в кон. 1930-х гг. [по­ста­вил спек­так­ли: «Опас­ный по­во­рот» Дж. При­стли (1939, Ле­нингр. те­атр Ко­ме­дии), тра­ге­дии У. Шек­спи­ра «Ко­роль Лир» (1941, БДТ им. М. Горь­ко­го), «Отел­ло» (1944) и «Гам­лет» (1954; оба – Ле­нингр. ака­де­мич. те­атр дра­мы им. А. С. Пуш­ки­на)]. К шек­спи­ров­ско­му на­сле­дию К. при­ве­ло стрем­ле­ние аде­к­ват­но пе­ре­дать мас­штаб тра­гич. по­тря­се­ний эпо­хи. По­сле ус­пе­ха спек­так­ля «Гам­лет» ре­жис­сёр по­лу­чил при­гла­ше­ние эк­ра­ни­зи­ро­вать на «Лен­филь­ме» ро­ман «Дон Ки­хот» М. де Сер­ван­те­са (по сце­на­рию Е. Л. Швар­ца). Филь­мы по­след­не­го («ака­де­ми­че­ско­го») пе­рио­да – «Дон Ки­хот» (1957), «Гам­лет» (1964, пр. Мкф в Ве­не­ции, Ле­нин­ская пр., 1965), «Ко­роль Лир» (1971). Эк­ра­ни­за­ции шек­спи­ров­ских тра­ге­дий ста­ли зна­чит. со­бы­ти­ем в ду­хов­ной жиз­ни об­ще­ст­ва пе­рио­да «от­те­пе­ли». Не­по­средств. во­пло­ще­нию этих про­из­ве­де­ний у К. пред­ше­ст­во­ва­ла тща­тель­ная ли­тера­ту­ро­ведч. и ис­кус­ст­во­ведч. ра­бо­та. Ито­гом её ста­ли ис­сле­до­ва­ние «Наш со­вре­мен­ник Виль­ям Шек­спир» (1962) и днев­ник ра­бо­ты над «Ко­ро­лём Ли­ром» в те­ат­ре и ки­но – «Про­стран­ст­во тра­ге­дии» (1972). Ос­мыс­ле­нию творч. пу­ти по­ко­ле­ния по­свя­ще­на пуб­ли­ко­вав­шая­ся отд. гла­ва­ми на про­тя­же­нии 1960-х гг. кн. «Глу­бо­кий эк­ран» (1971). Пе­да­го­гич. дея­тель­ность К. на­чал в 1920-х гг. По­ми­мо ФЭКС, пре­по­да­вал в Ле­нингр. тех­ни­ку­ме сце­нич. ис­кусств (1926–29), во ВГИКе (1933–63 с пе­ре­ры­ва­ми, в т. ч. ру­ко­во­дил ре­жис­сёр­ской мас­тер­ской, c 1960 проф.) и др. Сре­ди уче­ни­ков: И. А. Авер­бах, В. Д. Дор­ман, И. Ф. Мас­лен­ни­ков, С. И. Рос­тоц­кий, Э. А. Ря­за­нов.

На­гра­ж­дён 2 ор­де­на­ми Ле­ни­на.

Соч.: Вре­мя и со­весть. Из ра­бо­чих тет­ра­дей. М., 1981; Собр. соч.: В 5 т. Л., 1983–1986; «Чер­ное, ли­хое вре­мя…» Из ра­бо­чих тет­ра­дей. М., 1994; Пе­ре­пис­ка. 1922–1973. М., 1998.

Лит.: Не­доб­ро­во В. ФЭКС. Г. Ко­зин­цев, Л. Трау­берг. М.; Л., 1928; Вайс­фельд И. В. Г. Ко­зин­цев и Л. Трау­берг. Твор­че­ский путь. М., 1940; До­бин Е. С. Ко­зин­цев и Трау­берг. Л.; М., 1963; он же. «Гам­лет» — фильм Ко­зин­це­ва. Л.; М., 1965; Куз­не­цо­ва В. А. Е. Еней. Л.; М., 1966; Зор­кая Н. М. На­род­ный ар­тист СССР Г. М. Ко­зин­цев. М., 1967; Три­ло­гия о Мак­си­ме. М., 1981; «Ваш Гри­го­рий Ко­зин­цев»: Вос­по­ми­на­ния. М., 1994; Бу­тов­ский Я. Л. А. Моск­вин, ки­но­опе­ра­тор. СПб., 2000; От ба­ла­га­на до Шек­спи­ра. Хро­ни­ка те­ат­раль­ной дея­тель­но­сти Г. М. Ко­зин­це­ва. СПб., 2002; Ка­ра­га­нов А. В. Г. Ко­зин­цев: от «Ца­ря Мак­си­ми­лиа­на» до «Ко­ро­ля Ли­ра». М., 2003.

Вернуться к началу