Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

КАРНЕ́

Авторы: В. В. Виноградов
М. Карне. Кадр из фильма «Женни». 1936.

КАРНЕ́ (Carné) Мар­сель (18.8.1909, Па­риж – 31.10.1996, Кла­мар), франц. ки­но­ре­жис­сёр. Из се­мьи сто­ля­ра-крас­но­де­рев­щи­ка. В 1927 окон­чил кур­сы ки­но и фо­то­гра­фии при Шко­ле ис­кусств и ре­мё­сел в Па­ри­же. На­чи­нал как ас­си­стент опе­ра­то­ра в филь­мах «Но­вые гос­по­да» (1928), «Ка­лио­ст­ро» (1929). Па­рал­лель­но вы­сту­пал как ки­но­кри­тик. В 1929 совм. с М. Сан­вуа­зе­ном снял по­этич. фильм-ре­пор­таж «Но­жан – вос­крес­ное Эль­до­ра­до», по­свя­щён­ный од­но­му дню гос­по­ди­на Но­жа­на, по­сле че­го Р. Клер при­гла­сил К. в ка­че­ст­ве ас­си­стен­та на съём­ки ф. «Под кры­ша­ми Па­ри­жа» (1930). С 1933 ас­си­стент ре­жис­сё­ра Ж. Фей­дера («Боль­шая иг­ра», 1934; «Пан­си­он "Ми­мо­за"» и «Ге­рои­че­ская кер­мес­са», оба – 1935). В 1935 всту­пил в ас­со­циа­цию ре­во­люц. ху­дож­ни­ков и пи­са­те­лей, ос­но­вав­ших груп­пу «Сво­бод­ное ки­но», где по­зна­ко­мил­ся с Ж. Пре­ве­ром и др. В 1936 по сце­на­рию Пре­ве­ра по­ста­вил свой пер­вый пол­но­мет­раж­ный иг­ро­вой фильм – «Жен­ни», по­ло­жив­ший на­ча­ло их мно­го­лет­не­му творч. сою­зу. Сле­дую­щей со­вме­ст­ной ра­бо­той стал ф. «За­бав­ная дра­ма, или Стран­ное при­клю­че­ние док­то­ра Мо­ли­но» (1937), тя­го­тев­ший к по­ли­жан­ро­вой струк­ту­ре (со­еди­нил реа­лизм и фан­тас­ма­го­рию, ли­рич. по­ве­ст­во­ва­ние, тон­кий пси­хо­ло­гизм с бур­ле­ском и экс­цен­триз­мом). Клас­си­кой франц. ки­не­ма­то­гра­фа ста­ли филь­мы «На­бе­реж­ная ту­ма­нов» (1938, пр. Мкф в Ве­не­ции) и «День на­чи­на­ет­ся» (1939), в ко­то­рых К. од­ним из пер­вых при­ме­нил в ки­но при­ём «внут­рен­не­го мо­но­ло­га». В ху­дож. язы­ке этих филь­мов, в не­тра­ди­ци­он­ных для 1930-х гг. об­раз­ах от­ра­зи­лось ми­ро­ощу­ще­ние пред­во­ен­ной Ев­ро­пы в ожи­да­нии ка­та­ст­ро­фы (гру­ст­ные и та­ин­ст­вен­ные ту­ман­ные пей­за­жи, по­гру­жён­ные в се­ро­ва­тую дым­ку пус­тые ноч­ные ка­фе, от­свет фо­на­рей на мок­рой брус­чат­ке). Не­обыч­ны бы­ли и оди­но­кие, раз­оча­ро­ван­ные ге­рои, ощу­щав­шие своё бес­си­лие пе­ред ок­ру­жаю­щим ми­ром и пы­тав­шие­ся хоть на крат­кий миг про­ти­во­сто­ять судь­бе. Филь­мы К. и Пре­ве­ра ста­ли осн. про­из­ве­де­ния­ми по­этич. реа­лиз­ма – но­во­го на­прав­ле­ния во франц. ки­не­ма­то­гра­фе. Внеш­не со­хра­няя чер­ты реа­лиз­ма, их об­раз­ная сис­те­ма вы­хо­ди­ла на уро­вень сим­во­лич. ми­ро­ос­мыс­ле­ния.

В пе­ри­од ок­ку­па­ции Фран­ции К. по­ста­вил два филь­ма, впо­след­ст­вии за­вое­вав­шие ми­ро­вое при­зна­ние: «Ве­чер­ние по­се­ти­те­ли» (1942) и «Де­ти рай­ка» (1945, пр. Мкф в Ве­не­ции). В них по­этич. реа­лизм, при­бли­жа­ясь к сти­ли­зо­ван­но­му (во мно­гом бла­го­да­ря цен­зур­ным за­пре­там) под ле­ген­ду 15 в. ме­та­фо­рич. по­ве­ст­во­ва­нию, пре­тер­пел су­ще­ст­вен­ные из­ме­не­ния, при­об­ре­тя чер­ты нео­ро­ман­тиз­ма. Од­но из выс­ших дос­ти­же­ний К. и Ж. Пре­ве­ра – ф. «Де­ти рай­ка», от­ли­чав­ший­ся изо­бра­зит. бо­гат­ст­вом, слож­ной ком­по­зи­ци­ей и раз­ма­хом по­ста­нов­ки, ко­то­рая вос­про­из­во­ди­ла ат­мо­сфе­ру Па­ри­жа 1-й пол. 19 в. В по­ис­ках син­те­за яр­кой зре­лищ­но­сти и фи­лос. глу­би­ны К. и Пре­вер со­еди­ни­ли в нём разл. жи­во­пис­ные, те­ат­раль­ные и лит. тра­ди­ции.

Вы­ход филь­ма на эк­ра­ны од­но­вре­мен­но с «Ген­ри­хом V» Л. Оли­вье (1944) и «Ива­ном Гроз­ным» С. М. Эй­зен­штей­на (1945) вы­звал по­ле­ми­ку о пу­тях раз­ви­тия ки­не­ма­то­гра­фа. По­след­ним со­вме­ст­ным филь­мом К. и Ж. Пре­ве­ра ста­ли «Вра­та но­чи» (1946). Его про­кат­ная не­уда­ча обер­ну­лась для ре­жис­сё­ра трёх­лет­ним про­сто­ем. В нач. 1950-х гг., в эпо­ху нео­реа­лиз­ма, К. не из­ме­нил сво­ему ро­ман­тич. ми­ро­ощу­ще­нию в ф. «Жюль­ет­та, или Ключ к сно­ви­де­ни­ям» (1951) и эк­ра­ни­за­ции ро­ма­на Э. Зо­ля «Те­ре­за Ра­кен» (1953, пр. Мкф в Ве­не­ции). За­по­зда­лую дань нео­реа­лиз­му К. от­дал в ф. «Воз­дух Па­ри­жа» (1954). С при­хо­дом «но­вой вол­ны» обо­ст­ри­лось ощу­ще­ние ста­ро­мод­но­сти ро­ман­тич. уст­рем­ле­ний ре­жис­сё­ра как вы­ра­зи­те­ля ду­ха 1930–40-х гг., сви­де­тель­ст­вом че­му ста­ли филь­мы: «Об­ман­щи­ки» (1958), «Пус­тырь» (1960), «Корм для пта­шек» (1963), «Мо­ло­дые вол­ки» (1968) и др. Юби­лей­ная пр. Мкф в Ве­не­ции (1982).

Соч.: Ma Vie à belles dents: Mémoires. P., 1996.

Лит.: Chazal R. M. Carné. P., 1965; Со­коль­ская А. М. Кар­не. Л., 1970; Ан­то­нио­ни М. М. Кар­не, па­ри­жа­нин // Ан­то­нио­ни об Ан­тонио­ни. М., 1986; Turk E. B. Child of Paradise: M. Carné and the golden age of French ci­nema. Camb., 1989; Zants E. M. Carné // Crea­tive en­counters with French films. Lewi­ston; N. Y., 2000.

Вернуться к началу