Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ЗАНУ́ССИ

Авторы: И. И. Рубанова
К. Занусси в телефильме «Паломничество в Вечный город». 2005.

ЗАНУ́ССИ (Zanussi) Кшиш­тоф (р. 17.6.1939, Вар­ша­ва), польск. ре­жис­сёр, сце­на­рист, пе­да­гог, об­ществ. и ре­лиг. дея­тель. Учил­ся на фи­зич. ф-те Вар­шав­ско­го ун-та (1955–59), за­тем на фи­лос. ф-те Ягел­лон­ско­го ун-та в Кра­ко­ве (1959–1962), окон­чил Высшую ки­но­шко­лу в Лод­зи (1966). Был ак­ти­ви­стом ки­но­лю­би­тель­ско­го дви­же­ния (ряд филь­мов от­ме­чен польск. и ме­ж­ду­нар. пре­мия­ми). Пер­вые проф. ра­бо­ты З. – сред­не­мет­раж­ные иг­ро­вые («Смерть про­вин­циа­ла», 1966, пр. Мкф в Ве­не­ции, Мо­ск­ве и др.; «За­чёт», «Ли­цом к ли­цу», оба 1969) и до­ку­мен­таль­ные филь­мы («Кшиш­тоф Пен­де­рец­кий», 1968) вы­пол­не­ны для ТВ. Де­бют в ки­не­ма­то­гра­фе – ф. «Струк­ту­ра кри­стал­ла» (1969, в отеч. про­ка­те – «Раз­мыш­ле­ние») обо­зна­чил круг про­блем и осо­бен­но­сти по­эти­ки З., оп­ре­де­ляе­мой кри­ти­ка­ми как «по­этич. ин­тел­лек­туа­лизм». В цен­тре вни­ма­ния ре­жис­сё­ра (он же ав­тор или со­ав­тор сце­на­ри­ев всех сво­их филь­мов) – кон­фликт ос­но­во­по­ла­гаю­щих нравств. цен­но­стей и прак­тич. мо­ра­ли (или амо­ра­лиз­ма) совр. со­циу­ма. Глу­бо­кий пси­хо­ло­гизм, макс. дос­то­вер­ность сре­ды и по­ве­де­ния пер­со­на­жей, стро­гая изо­бра­зит. сти­ли­сти­ка вы­де­ля­лись на об­щем фо­не польск. ки­но­ис­кус­ст­ва, ис­кон­но тя­го­тею­ще­го к ро­ман­тич. взвол­но­ван­но­сти. В сер. 1970-х гг. З. стал при­знан­ным ли­де­ром «ки­но мо­раль­но­го бес­по­кой­ст­ва», а его ф. «За­щит­ная ок­ра­ска» (1976) – зна­ко­вым про­из­ве­де­ни­ем это­го на­прав­ле­ния. Со вре­ме­нем от про­стых по­ве­ст­во­ват. струк­тур, ха­рак­тер­ных для филь­мов «Се­мей­ная жизнь» (1971), «За сте­ной» (т/ф, 1971), «Квар­таль­ный от­чёт» (1974, пр. Мкф в Зап. Бер­ли­не), ре­жис­сёр пе­ре­шёл к фор­ме прит­чи («Ил­лю­ми­на­ция», 1973, Гран-при Мкф в Ло­кар­но и др.; «Спи­раль», 1978, пр. Мкф в Кан­не; «Кон­тракт», 1980; «Кон­стан­та», 1980, пр. Мкф в Кан­не; «Им­пе­ра­тив», 1982, пр. Мкф в Ве­не­ции, и др.). В ра­бо­тах 1980–1990-х гг., не ос­тав­ляя про­блем со­ци­аль­ной эти­ки, З. уг­луб­ля­ет­ся в рас­смот­ре­ние нравств. ас­пек­тов ве­ры. По­иск ду­хов­но­го аб­со­лю­та со­став­ля­ет дра­ма­тич. ось филь­мов «Из да­лё­кой стра­ны» (1981, био­гра­фия Ио­ан­на Пав­ла II), «Со­стоя­ние об­ла­да­ния» (1989), «При­кос­но­ве­ние ру­ки» (1992), «Брат на­ше­го бо­га» (1998) и «Жизнь как смер­тель­ная бо­лезнь, пе­ре­даю­щая­ся по­ло­вым пу­тём» (2000, Гран-при Мкф в Мо­ск­ве). З. об­ра­ща­ет­ся и к жан­ро­во­му ки­но: де­тек­ти­ву («Убий­ст­во в Ка­та­ма­ун­те» по Дж. Х. Чей­зу, 1973), ме­ло­дра­ме («Ноч­ное де­жур­ст­во», 1975, совм. с Э. Жеб­ров­ским; «Год спо­кой­но­го солн­ца», 1984, гл. пр. Мкф в Ве­не­ции), со­ци­аль­ной дра­ме («Пер­со­на нон гра­та», 2005). В 1979 снял­ся в ф. «Ки­но­лю­би­тель» К. Кесь­лёв­ско­го, в 2005 – в т/ф «Па­лом­ни­че­ст­во в Веч­ный го­род» В. И. Хо­ти­нен­ко. Ста­вит дра­ма­тич. и опер­ные спек­так­ли на сце­нах мн. стран ми­ра. Худ. рук. (с 1979), за­тем ди­рек­тор (с 1989) сту­дии «Тоr». С 1990 пре­зи­дент Ев­роп. фе­де­ра­ции ре­жис­сё­ров (FERA). Кон­суль­тант пон­ти­фи­каль­ной ко­мис­сии по куль­ту­ре Ва­ти­ка­на. Пре­по­да­ёт в ун-тах и ки­но­шко­лах раз­ных стран, в т. ч. на Выс­ших кур­сах сце­на­ри­стов и ре­жис­сё­ров в Мо­ск­ве. Гос. пр. Польск. Нар. Рес­пуб­ли­ки (1971).

Соч.: O montażu w filmie amatorskim. Warsz., 1968; Rozmowy o filmie amatorskim. Warsz., 1978; Opowieśći weekendowe. Wrocław, 1997; Ме­ж­ду яр­мар­кой и са­ло­ном. Минск, 2003; По­ра уми­рать. М., 2005.

Лит.: Bobowski S. Dyskurs filmowy Zanus­sie­go. Wrocław, 1996.

Вернуться к началу