Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ДЕ СИ́КА

В. Де Сика. Кадр из фильма «Крыша». 1956.

ДЕ СИ́КА (De Sica) Вит­то­рио (7.7.1901, Со­ра, близ г. Фро­зи­но­не – 13.11.1974, Па­риж), итал. ре­жис­сёр, ак­тёр. Как ки­но­ак­тёр де­бю­ти­ро­вал в 1918 в ф. «Про­цесс Кле­ман­со». Бу­ду­чи сту­ден­том Выс­ше­го ком­мерч. ин-та в Ми­ла­не, в 1923 по­сту­пил в те­ат­раль­ную труп­пу Т. Пав­ло­вой, с 1925 «ге­рой-лю­бов­ник» в труп­пе И. Аль­ми­ран­те. В этом же ам­п­луа вы­сту­пал в филь­мах «Ком­па­ния су­ма­сшед­ших», «Ста­рая синь­о­ра», «Что за под­ле­цы эти муж­чи­ны!» и др. За­вое­вал по­пу­ляр­ность и как ис­пол­ни­тель пе­сен из ки­но­филь­мов. Ре­жис­сёр­ский ки­но­де­бют – «Алые ро­зы» (1940). По­ста­вил ли­рич. ко­ме­дии «Мад­да­ле­на, ноль за по­ве­де­ние» (1940), «Те­ре­за-Пят­ни­ца» (1941), «Га­ри­баль­ди­ец в мо­на­сты­ре» (1942). Фильм «Де­ти смот­рят на нас» (1943) по­ло­жил на­ча­ло мно­го­лет­не­му со­труд­ни­че­ст­ву с Ч. Дза­ват­ти­ни и во­шёл в ис­то­рию итал. ки­но как про­воз­вест­ник нео­реа­лиз­ма. Ми­ро­вую сла­ву Де С. при­нёс ф. «Шу­ша» (1946), сня­тый в до­ку­мен­таль­ной сти­ли­сти­ке и рас­ска­зы­ваю­щий о по­сле­во­ен­ной дет­ской бес­при­зор­но­сти. В со­кро­вищ­ни­цу ми­ро­во­го ки­но­ис­кус­ст­ва во­шли нео­реа­ли­стич. филь­мы, под­ни­мав­шие острые со­ци­аль­ные те­мы: «По­хи­ти­те­ли ве­ло­си­пе­дов» (1948, пр. «Ос­кар» и мн. др.), «Чу­до в Ми­ла­не» (1950, гл. пр. Мкф в Кан­не), «Ум­бер­то Д.» (1951), «Кры­ша» (1956). В 1960 эк­ра­ни­зи­ро­вал ро­ман А. Мо­ра­виа «Чо­ча­ра», в 1961 соз­дал са­ти­рич. сказ­ку «Страш­ный суд», в 1962 – ан­ти­во­ен­ный ф. «За­твор­ни­ки Аль­то­ны» (по Ж. П. Сар­тру). Твор­че­ст­ву Де С. оди­на­ко­во при­су­щи пси­хо­ло­гич. глу­би­на, вы­со­кий дра­ма­тизм и гро­теск, лёг­кая, изящ­ная ко­ме­дий­ность. Его ра­бо­ты от­ли­ча­ют тон­кий ху­дож. вкус и такт, безу­преч­ность ак­тёр­ских ан­самб­лей. Сре­ди наи­бо­лее зна­чит. филь­мов 1960–70-х гг.: «Вче­ра, се­го­дня, зав­тра» (1963, пр. «Ос­кар»), «Брак по-италь­ян­ски» (1964), «Под­сол­ну­хи» (1969, совм. с СССР), «Сад Фин­ци-Кон­ти­ни» (1970, гл. пр. Мкф в Зап. Бер­ли­не, пр. «Ос­кар»), «По­езд­ка» (1974).

В 1940–50-х гг. Де С. снял­ся бо­лее чем в 150 филь­мах, во­пло­щая об­ра­зы ста­рею­щих ло­ве­ла­сов или фа­то­ва­тых плу­тов («Хлеб, лю­бовь и фан­та­зия», «Вил­ла Бор­ге­зе», «Двое­же­нец», «Зо­ло­то Не­апо­ля» и др.). В филь­ме Р. Рос­сел­ли­ни «Ге­не­рал Дел­ла Ро­ве­ре» (1959) ак­тёр по­ка­зал слож­ный про­цесс ду­хов­но­го пе­ре­ро­ж­де­ния бес­прин­цип­но­го прой­до­хи Бер­то­не, став­ше­го ге­ро­ем Дви­же­ния Со­про­тив­ле­ния. Иг­ру Де С. от­ли­ча­ли дос­то­вер­ность, мет­кие со­ци­аль­ные и пси­хо­ло­гич. ха­рак­те­ри­сти­ки, при­род­ный ар­ти­стизм.

Лит.: Bazin A. V. De Sica. Parma, 1953; Дза­ват­ти­ни Ч. Ум­бер­то Д. От сю­же­та к филь­му. М., 1960; Бо­гем­ский Г. В. Де Си­ка. М., 1963; Agel H. V. De Sica. P., 1964; Ки­но Ита­лии. Нео­реа­лизм, 1939–1961. М., 1989; V. De Si­ca: contemporary perspectives. Toronto; L., 2000; Moscati I. V. De Sica: vi­ta­li­tà, passione e talento in un’Italia dolceamara. Roma, 2003.

Вернуться к началу