Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ГРИ́НАУЭЙ

Авторы: А. Н. Дорошевич
П. Гринауэй. Кадр из фильма «Контракт рисовальщика». 1982.

ГРИ́НАУЭЙ, Гри­ну­эй (Greenaway) Пи­тер (р. 5.4.1942, Нью­порт, Уэльс), англ. ки­но­ре­жис­сёр. Учил­ся в Кол­лед­же ис­кусств Уол­тем­стоу. Ра­бо­тал в Брит. ки­но­ин­сти­ту­те. C 1966 сни­мал экс­пе­рим. ко­рот­ко­мет­раж­ные и до­ку­мен­таль­ные филь­мы (ра­бо­тая мон­та­жё­ром до­ку­мен­таль­ных филь­мов в Центр. ин­фор­мац. агент­ст­ве в те­че­ние 11 лет). Пер­вый пол­но­мет­раж­ный фильм («Кон­тракт ри­со­валь­щи­ка», 1982) при­нёс Г. ме­ж­ду­нар. из­вест­ность. В нём от­чёт­ли­во про­яви­лись две осн. осо­бен­но­сти по­эти­ки Г.: ис­клю­чи­тель­ная роль жи­во­пис­но­го ре­ше­ния как все­го филь­ма, так и ка­ж­до­го кад­ра, а так­же от­сут­ст­вие при­выч­но­го сю­жет­но-пси­хо­ло­гич. раз­ви­тия. Ки­не­ма­то­граф Г. – изы­скан­ные жи­во­пис­ные ва­риа­ции на од­ну те­му, ко­то­рую об­ра­зу­ют два, по сло­вам ре­жис­сё­ра, «гло­баль­ных во­про­са: секс и смерть». При этом ка­ж­дый фильм от­сы­ла­ет к той или иной лит.-ху­дож. тра­ди­ции – ко­ме­дии эпо­хи Рес­тав­ра­ции и англ. порт­ре­ту 17 в. («Кон­тракт ри­со­валь­щи­ка»), голл. жи­во­пи­си и ес­те­ст­вен­но-на­уч. па­фо­су пер­вых зоо­клас­си­фи­ка­ций («Зед и два ну­ля», 1986), клас­си­ци­стич. ар­хи­тек­ту­ре («Жи­вот ар­хи­тек­то­ра», 1987), ба­лет­но-ми­мич. ва­риа­ци­ям на сю­жет «Бу­ри» У. Шек­спи­ра («Кни­ги Про­спе­ро», 1991) или япон. кал­ли­гра­фии для ут­вер­жде­ния пост­струк­ту­ра­ли­ст­ско­го по­ло­же­ния, при­знаю­ще­го текст – те­лом, а те­ло – не бо­лее чем тек­стом («Ин­тим­ный днев­ник», 1996). На­ря­ду с этим филь­мы Г. ост­роз­ло­бод­нев­ны. За со­еди­не­ни­ем со­ци­аль­но­го мо­ти­ва, эро­ти­ки и ду­ха ри­ту­аль­но­го жерт­во­при­но­ше­ния, свой­ст­вен­но­го «те­ат­ру жес­то­ко­сти» А. Ар­то, в ф. «По­вар, Вор, его Же­на и её Лю­бов­ник» (1989) чи­та­ет­ся ан­ти­тэт­че­ров­ская на­прав­лен­ность, свя­зан­ная с кри­ти­кой ли­бе­раль­но­го мо­не­та­риз­ма. «Ди­тя из Ма­ко­на» (1993) вы­гля­дит как пыш­ная ба­роч­ная «кро­ва­вая тра­ге­дия» и вме­сте с тем вос­при­ни­ма­ет­ся как кри­ти­ка ка­то­лич. об­ря­до­во­сти и от­звук су­деб­ных про­цес­сов, от­крыв­ших англ. об­ще­ст­ву ужас­ные фак­ты де­то­му­чи­тель­ст­ва. Рас­пра­ва жен­щин над муж­чи­на­ми в «От­счё­те уто­п­лен­ни­ков» (1988) от­ра­жа­ет про­бле­мы фе­ми­низ­ма. В сво­их ра­бо­тах Г. со­еди­няет те­ат­раль­ное на­гне­та­ние шо­ко­вых про­яв­ле­ний жес­то­ко­сти и эро­са с хо­лод­ной от­стра­нён­но­стью ин­тел­лек­ту­аль­ной иг­ры. Пер­вое род­нит его с тра­ди­ция­ми аван­гар­диз­ма, вто­рое сбли­жа­ет с по­ст­мо­дер­ни­ст­ской иде­ей от­но­си­тель­но­сти всех ис­тин. Ощу­ще­ние аб­сурд­но­сти ви­ди­мо­го ми­ра ле­жит в ос­но­ве хо­лод­но­го юмо­ра Г., ро­ж­дён­но­го осоз­на­ни­ем не­со­об­раз­но­сти разл. ро­да клас­си­фи­ка­ций, ко­мич. без­на­дёж­но­сти по­пы­ток ра­цио­наль­но вос­при­ни­мать дей­ст­ви­тель­ность. В 2003–04 Г. по­ста­вил ки­но­три­ло­гию «Че­мо­да­ны Туль­са Лю­пе­ра». Ав­тор жи­во­пис­ных ра­бот и ин­стал­ля­ций. Пр. Мкф в Кан­не «За ху­до­же­ст­вен­ный вклад» (1988).

Соч.: Зо­ло­то. М., 2006.

Лит.: Steinmetz L., Greenaway P. The world of P. Greenaway. Boston, 1995; До­ро­ше­вич А. Н. Труп под пи­кант­ным со­усом, или Те­атр жес­то­ко­сти П. Гри­ну­эя // Ки­но­сен­са­ции: филь­мы, лю­ди, со­бы­тия. М., 1996; Elliott B., Pur­dy A. P. Greenaway: architecture and allegory. L., 1997; P. Greenaway’s postmodern/post­stru­c­turalist cinema. Lanham, 2001; Keesey D. The films of P. Greenaway. Jefferson, 2006.

Вернуться к началу