Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ВЕ́НДЕРС

Авторы: К. Э. Разлогов
В. Вендерс. Кадр из фильма «Входите без стука». 2005.

ВЕ́НДЕРС (Wenders) Вим (Эрнст Виль­гельм) (р. 14.8.1945, Дюс­сель­дорф), нем. ки­но­ре­жис­сёр. Изу­чал ме­ди­ци­ну (1963–1964) и фи­ло­со­фию (1964–65) во Фрай­бур­ге и Дюс­сель­дор­фе. В 1967–70 учил­ся в Мюн­хен­ской шко­ле ки­но и те­ле­ви­де­ния, од­но­вре­мен­но со­труд­ни­чая в разл. пе­рио­дич. из­да­ни­ях. В. – один из са­мых яр­ких пред­ста­ви­те­лей «мо­ло­до­го нем. ки­но» (на­ря­ду с А. Клу­ге и Р. В. Фас­бин­де­ром). Его ре­жис­сёр­ский де­бют – «Страх вра­та­ря пе­ред пе­наль­ти» (1971, пр. Мкф в Ве­не­ции) – сви­де­тель­ст­во­вал о тя­го­те­нии к по­ста­нов­ке гло­баль­ных про­блем на при­ме­ре кон­крет­ных су­деб. В 1974 ос­но­вал в Мюн­хе­не фир­му «Wim Wenders Production» (с 1978 – в Бер­ли­не). В филь­мах «Али­са в го­ро­дах» (1974), «Аме­ри­кан­ский друг» (1977), «Па­риж, Те­хас» (1984, гл. пр. Мкф в Кан­не) ев­роп. ин­тел­лек­туа­лизм удач­но со­че­та­ет­ся с амер. сти­хи­ей пу­те­ше­ст­вий и при­клю­че­ний, «филь­мы до­ро­ги» (от назв. ос­но­ван­ной В. в 1976 в Бер­ли­не про­дюсер­ской фир­мы «Road Movies») пре­вра­ща­ют­ся в фи­лос. са­ги. Ф. «Не­бо над Бер­ли­ном» (1987, др. назв. – «Кры­лья же­ла­ния», пр. Мкф в Кан­не) рас­ска­зы­ва­ет об ан­ге­ле, не ус­то­яв­шем пе­ред ис­ку­ше­ни­ем пол­но­кров­ной, но ко­неч­ной жиз­ни че­ло­ве­ка. В ф. «До края све­та» (1991) В. ис­сле­ду­ет не толь­ко гео­гра­фич. про­стран­ст­во, но и ус­коль­заю­щие гра­ни­цы ме­ж­ду соз­на­ни­ем и бес­соз­на­тель­ным. Совм. с амер. ре­жис­сё­ром Н. Ре­ем по­ста­вил ф. «Мол­ния над во­дой» (1981). Раз­рыв с Ф. Ф. Коп­по­лой, про­дю­се­ром его ф. «Хaмметт» (1982), вдох­но­вил В. на соз­да­ние дра­ма­тич. пам­фле­та «По­ло­же­ние ве­щей» (1982, гл. пр. Мкф в Ве­не­ции). Сре­ди др. ра­бот: по­свя­щён­ный Я. Од­зу до­ку­мен­таль­ный ф. «То­кио-Га» (1985), «Так да­ле­ко, так близ­ко» (1993, др. назв. – «Не­бо над Бер­ли­ном-2», пр. Мкф в Кан­не), «Там, за об­ла­ка­ми» (1997, совм. с М. Ан­то­нио­ни), «Со­ци­аль­ный клуб Бу­эна Вис­та» (1999), «Отель в мил­ли­он дол­ла­ров» (2000), «Зем­ля изо­би­лия» (2004), «Вхо­ди­те без сту­ка» (2005). В. вы­сту­па­ет так­же в ка­че­ст­ве про­дю­се­ра, сце­нари­ста, ак­тё­ра, мон­та­жё­ра, опе­ра­то­ра, зву­ко­ре­жис­сё­ра; сни­ма­ет муз. ви­део­кли­пы, уча­ст­ву­ет в соз­да­нии те­ле­се­риа­лов. В 1993–99 пре­по­да­вал в мюн­хен­ской Ака­де­мии ки­но и те­ле­ви­де­ния. Пре­зи­дент Ев­роп. ки­но­ака­де­мии (с 1996). Проф. Ака­де­мии ис­кусств Гам­бур­га (с 2003).

Соч.: Tokyo-ga. B., 1986; Emotion pictures. Fr. / M., 1986; Die Logik der Bilder. Fr. / M., 1987; The act of seeing. Fr. / M., 1992.

Лит.: Крас­но­ва Г. Ки­но ФРГ. М., 1987; Kün­zel U. W. Wenders. Freiburg, 1988; Rauch R. W. Wenders und seine Filme. Münch., 1990; Beicken P. The films of W. Wenders. Camb., 1993; The cinema of W. Wenders / Ed. R. Cook. Detroit, 1997.

Вернуться к началу