Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

БЕ́РГМАН

Авторы: О. Э. Рязанова, Т. Н. Суханова
Ингмар Бергман. Кадр из фильма «Лицо». 1958.

БЕ́РГМАН (Bergman) Ин­гмар (р. 14.7.1918, Уп­пса­ла, Шве­ция), швед. ре­жис­сёр ки­но и те­ат­ра, сце­на­рист, пи­са­тель. Сын лю­те­ран­ско­го пас­то­ра. Учил­ся в Сток­гольм­ском ун-те. Проф. дея­тель­ность на­чал в 1942 как ре­дак­тор сце­на­ри­ев; в 1944 по его сце­на­рию был по­став­лен ф. «Трав­ля» (реж. А. Шё­берг). В 1946 по­ста­вил пер­вый са­мо­сто­ят. ф. «Кри­зис», од­на­ко ин­ди­ви­ду­аль­ный ав­тор­ский стиль Б. сло­жил­ся лишь в нач. 1950-х гг. Рабо­тал в те­ат­рах Хель­синг­бор­га и Гё­те­бор­га (в 1940-х гг.), Маль­мё (в 1950-х гг.); в 1963–66 воз­глав­лял Ко­ро­лев­ский дра­ма­тич. те­атр (Сток­гольм). В 1976 по­кинул Шве­цию, неск. лет ра­бо­тал в те­ат­рах Гер­ма­нии, Анг­лии, Да­нии, не пре­ры­вая ки­не­ма­то­гра­фич. прак­ти­ку.

Б.  ав­тор бо­лее 60 ки­но- и те­ле­филь­мов, для боль­шин­ст­ва из ко­то­рых сам пи­сал сце­на­рии. Центр. те­мы его ки­не­ма­то­гра­фа  пси­хо­ло­гия меж­лич­но­ст­ных от­но­ше­ний (внут­ри се­мьи, в лю­бов­ной па­ре и т. п.) и ду­хов­ный мир жен­щи­ны  обо­зна­че­ны в ря­де филь­мов кон. 194050-х гг. (на­чи­ная с ф. «Жа­ж­да», 1949): «Ле­то с Мо­ни­кой» (1953), «Улыб­ки лет­ней но­чи» (1955), «У ис­то­ков жиз­ни» (1958, пр. Мкф в Кан­не) и др. В филь­мах «Ве­чер шу­тов» (1953), «Ли­цо» (1958, пр. Мкф в Ве­не­ции) жизнь цир­ко­вых ар­ти­стов пред­ста­ёт как ме­тафо­ра взаи­мо­от­но­ше­ний ху­дож­ни­ка и об­ще­ст­ва. Влия­ние эк­зи­стен­циа­лиз­ма (С. Кьер­ке­гор, Ж. П. Сартр) про­сле­жи­ва­ет­ся в фи­лос. прит­че в фор­ме ле­ген­ды из эпо­хи кре­сто­вых по­хо­дов «Седь­мая пе­чать» (1957, пр. Мкф в Кан­не), в ме­ди­та­ции о ста­рос­ти и смыс­ле жиз­ни «Зем­ля­нич­ная по­ля­на» (1957, Боль­шой приз Мкф в Зап. Бер­ли­не, пр. Мкф в Ве­не­ции) и во мн. др. ра­бо­тах. Филь­мы 1960-х гг. от­ли­ча­ют­ся пес­си­ми­стич. ин­то­на­ци­ей  три­ло­гия «Как в зер­ка­ле» (1961, пр. «Ос­кар»), «При­час­тие», «Мол­ча­ние» (оба 1963). Сюр­реа­ли­стич. мо­ти­ва­ми про­ни­зан фильм «Час вол­ка» (1968). Сре­ди наи­бо­лее зна­чит. филь­мов кон. 196070-х гг.: «Пер­со­на» (1966), «Стыд» (1968), «Страсть» (1969), «Шёпо­ты и крик» (1972, пр. Мкф в Кан­не, пр. «Ос­кар»), «Вол­шеб­ная флей­та» (1975, эк­ра­ни­за­ция опе­ры В. А. Мо­цар­та), «Ли­цом к ли­цу» (1976), «Осен­няя со­на­та» (1978). Фильм об ис­то­ках фа­шиз­ма «Змеи­ное яй­цо» (1977)  ред­кий в твор­че­ст­ве Б. при­мер пря­мо­го об­ра­ще­ния к со­ци­аль­но-по­ли­тич. про­бле­ма­ти­ке. В ф. «Сце­ны из суп­ру­же­ской жиз­ни» (1973) эс­те­ти­ка те­ле­виз. се­риа­ла под­чи­не­на уг­луб­лён­но­му ис­сле­до­ва­нию рас­па­да се­мей­но­го сою­за; к судь­бе ге­ро­ев кар­ти­ны Б. воз­вра­ща­ет­ся в ф. «Са­ра­бан­да» (2003). Во мно­гом ав­то­био­гра­фич­на се­мей­ная эпо­пея «Фан­ни и Алек­сандр» (1982, пр. Мкф в Ве­не­ции, пр. «Ос­кар» и др.), для ко­то­рой ха­рак­тер­ны сер­деч­ная ат­мо­сфе­ра и идил­лич. фи­нал (тор­же­ст­во тра­диц. хри­сти­ан­ских и се­мей­ных цен­но­стей); в то же вре­мя здесь, как и в др. ра­бо­тах Б., ощу­ща­ет­ся влия­ние пси­хо­ана­ли­за. Б.  ав­тор ря­да те­ле­ви­зи­он­ных и до­ку­мен­таль­ных филь­мов, в т. ч. «Фо­рё-до­ку­мент» (1979; о на­се­ле­нии о. Фо­рё); «По­сле ре­пе­ти­ции» и «Ли­цо Ка­рин» (по­свя­щён ма­те­ри ре­жис­сё­ра; оба 1984). В 1990-е гг. по сце­на­ри­ям Б. бы­ли сня­ты филь­мы: «Бла­гие на­ме­ре­ния» (1991, реж. Б. Ау­густ, Гл. пр. Мкф в Кан­не), «Вос­крес­ные де­ти» (1992, реж. Д. Берг­ман); «Ис­по­ве­даль­ные бе­се­ды» (1996) и «Не­вер­ный» (2000; оба  реж. Л. Уль­ман).

В ки­не­ма­то­гра­фе Б. под­чёрк­ну­то бы­то­вое на­ча­ло со­сед­ст­ву­ет с ус­лов­но-прит­че­вым, а на­пря­жён­ная эмо­цио­наль­ность – с глу­бин­ной ин­трос­пек­ци­ей, про­ни­каю­щей на уро­вень под­соз­на­ния и не­ред­ко об­ра­щён­ной к пси­хо­па­то­ло­гич. ка­зу­сам: рас­ще­п­ле­нию лич­но­сти («Пер­со­на»), бо­лез­нен­но­му ду­эту пси­хо­те­ра­пев­та и па­ци­ен­та («Ли­цом к ли­цу»). Пер­со­на­жи Б., да­же свя­зан­ные родств. уза­ми, от­чу­ж­де­ны друг от дру­га, од­на­ко ощу­ще­ние то­таль­ной от­вер­жен­но­сти в от­сут­ствие Бо­га смяг­че­но на­де­ж­дой на его об­ре­те­ние. Для ви­зу­аль­но­го ре­ше­ния филь­мов Б. ха­рак­тер­ны ми­ни­ма­ли­ст­ская ус­лов­ность ви­део­ря­да, про­сто­та по­строе­ния кад­ров и ми­зан­сцен при ак­ти­ви­за­ции «язы­ка» ве­щей и ин­терь­е­ров; це­лям пси­хо­ло­гич. ана­ли­за спо­соб­ст­ву­ют круп­ные пла­ны, под­роб­ная фик­са­ция ми­ми­ки, вы­ра­же­ния глаз; взгляд «в ка­ме­ру».

В со­ста­ве по­сто­ян­ной творч. груп­пы Б.  ак­тё­ры Б. Ан­дер­сон, Х. Ан­дер­сон, И. Ту­лин, Л. Уль­ман, Л. Ню­ман, Л. Улин, Г. Бьёрн­ст­ранд, М. фон Сю­дов, Э. Юсеф­сон; опе­ра­тор С. Ню­к­вист и т. д. Влия­ние Б. про­сле­жи­ва­ет­ся в ря­де филь­мов И. А. Авер­ба­ха, В. Ал­ле­на, Анд. А. Тар­ков­ско­го, Л. фон Трие­ра, М. фон Трот­та, а так­же франц. «но­вой вол­ны».

Сре­ди те­ат­раль­ных по­ста­но­вок (ок. 140): «Кто бо­ит­ся Вирд­жи­нии Вулф?» Э. Ол­би (Ко­ро­лев­ский дра­ма­тич. те­атр, 1963); «Гед­да Габ­лер» Г. Иб­се­на (там же, 1964), «Дон Жу­ан» Моль­е­ра (там же, 1965); ре­шён­ная как цир­ко­вое дей­ст­во дра­ма Г. Бюх­не­ра «Вой­цек» (там же, 1969); «Иг­ра снов» А. Стринд­бер­га (там же, 1970), «Три се­ст­ры» А. П. Че­хо­ва («Ре­зи­денцте­атр», Мюн­хен, 1978); «Две­на­д­ца­тая ночь», «Ко­роль Лир» и «Гам­лет» У. Шек­спи­ра (Ко­ро­лев­ский дра­ма­тич. те­атр, 1979, 1984 и 1986); «Ма­рия Стю­арт» Ф. Шил­ле­ра (там же, 1995). Ав­то­био­гра­фич. соч. «Ла­тер­на ма­ги­ка» («Laterna magica», 1987, рус. пер. 1989) и «Три днев­ни­ка» («Tre dag­boecker», 2004).

Соч.: Осен­няя со­на­та. М., 1978; Сце­ны из суп­ру­же­ской жиз­ни. М., 1979; Берг­ман о Берг­ма­не. М., 1985; Кар­ти­ны. М., 1997; Ис­по­ве­даль­ные бе­се­ды. М., 2000.

Лит.: Donner J. Djävulens ansikte. Stockh., 1962; Sjögren H. I. Bergman pa teatern. Stockh., 1968; И. Берг­ман. Ста­тьи. Ре­цен­зии. Сце­на­рии. Ин­тер­вью. М., 1969; Defosse M. I. Bergman. P., 1979; И. Берг­ман. М., 1991; Cowie P. I. Bergman: a critical biography. N. Y., 1992; Marker L. L., Marker F. J. I. Berg­man: a life in the theatre. 2nd ed. Camb., 1992; Koskinen M. Spel och speglingar. Stockh., 1993; Bergman on Bergman. N. Y., 1993; Szcze­pański T. Zwierciadł o Bergmana. Gdań sk, 1999; Törnqvist E. Bergman’s muses. L., 2003; Ca­lin J. The films of I. Bergman. Camb., 2003; Steene B. I. Bergman: a reference guide. Amst., 2005.

Вернуться к началу