Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

БА́УЭР

Авторы: Н. М. Зоркая
Е. Ф. Бауэр. Кадр из фильма «Революционер». 1917.

БА́УЭР Ев­ге­ний Фран­це­вич [7(19).1.1865, С.-Пе­тер­бург – 9(22).7.1917, Ял­та], рос. ки­но­ре­жис­сёр. Учил­ся в МУЖВЗ, был ак­тё­ром, фо­то­гра­фом, сце­но­гра­фом опе­рет­ты. Как ки­но­ре­жис­сёр де­бю­ти­ро­вал в 1913 ф. «Су­мер­ки жен­ской ду­ши». В моск. ате­лье А. А. Хан­жон­ко­ва снял бо­лее 80 кар­тин, в осн. в жан­ре «рус­ской пси­хо­ло­гич. дра­мы» (т. е. со­ци­аль­ной дра­мы): «Кро­ва­вая сла­ва» (1913), «Пре­ступ­ная страсть» и «Ди­тя боль­шого го­ро­да» (обе 1914), «Песнь тор­же­ст­вую­щей люб­ви», «Ири­на Кир­са­но­ва» и «Убий­ст­во ба­ле­ри­ны Пла­ме­не­вой» (все 1915), «Ям­щик, не го­ни ло­ша­дей» и «Жизнь за жизнь» (обе 1916), «Ко­роль Па­ри­жа», «Ре­во­лю­цио­нер» (обе 1917). Б. – один из пер­вых рос. ре­жис­сё­ров, раз­ра­ба­ты­вав­ших соб­ст­вен­но ху­дож. сред­ст­ва ки­но: ком­по­зи­цию кад­ра, мон­таж, пла­стич. вы­ра­зи­тель­ность изо­бра­же­ния и т. п. Боль­шое зна­че­ние Б. при­да­вал и вы­ра­зи­тель­но­сти ак­тёр­ско­го ис­пол­не­ния. В его филь­мах на­ча­ли свой творч. путь В. В. Хо­лод­ная, В. А. По­лон­ский, В. А. Ка­рал­ли, И. И. Моз­жу­хин. На­блю­да­тель­ность, вни­ма­ние к жиз­ни раз­ных сло­ёв об­ще­ст­ва сде­ла­ли Б. под­лин­ным хро­ни­стом эпо­хи.

Лит.: Гар­дин В. Р. Вос­по­ми­на­ния. М., 1949. Т. 1; Зор­кая Н. М. Ки­но­ре­жис­сер Е. Бау­эр в по­ис­ках «ис­кус­ст­ва све­то­пи­си» // Мир ис­кус­ст­ва. М., 1997. Вып. 2.

Вернуться к началу