Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ПЕРЦЕПТРО́Н

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 34

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПЕРЦЕПТРО́Н (пер­сеп­трон) (англ. per­cep­t­ron, нем. Perzeptron, от лат. per­cep­tio – по­ни­ма­ние, по­зна­ва­ние, вос­при­ятие), ма­те­ма­тич. мо­дель про­цес­са вос­при­ятия. Впер­вые пред­ло­же­на амер. учё­ным Ф. Ро­зенб­лат­том в 1957. Под­роб­нее свои тео­рии ней­рон­ных се­тей и пред­по­ло­же­ния от­но­си­тель­но про­цес­сов вос­при­ятия и П. он опи­сал в 1962 в кн. «Прин­ци­пы ней­ро­ди­на­ми­ки: Пер­цеп­тро­ны и тео­рия ме­ха­низ­мов моз­га», где рас­смат­ри­вал не толь­ко уже го­то­вые мо­де­ли П. с од­ним скры­тым сло­ем (од­но­слой­ный П.), но и мно­го­слой­ные П. с пе­ре­крё­ст­ны­ми и об­рат­ны­ми свя­зя­ми. Элек­тро­тех­нич. мо­дель зри­тель­но­го ана­ли­за­то­ра – П. «MARK-1» бы­ла соз­да­на под его ру­ко­во­дством в 1958–60 в Кор­нелл­ском ун-те (США) и ста­ла пер­вой тех­нич. мо­де­лью ней­ро­ком­пь­ю­те­ра. Мо­де­лью ре­цеп­тор­но­го ней­ро­на в нём слу­жил фо­то­эле­мент, мо­де­лью пре­об­ра­зую­ще­го фор­маль­но­го ней­ро­на – по­ро­го­вый эле­мент (уст­рой­ст­во с не­сколь­ки­ми вхо­да­ми и од­ним вы­хо­дом, пред­на­зна­чен­ное для срав­не­ния зна­че­ний вход­ных ве­ли­чин с за­дан­ной ве­ли­чи­ной – по­ро­гом сра­ба­ты­ва­ния; вы­ход­ной сиг­нал y мо­жет при­ни­мать толь­ко од­но из двух зна­че­ний – 0 или 1) с ко­эф. уси­ле­ния ±1, а мо­де­лью реа­ги­рую­ще­го ней­ро­на – по­ро­го­вый эле­мент (R-эле­мент) с на­страи­вае­мы­ми ко­эф­фи­ци­ен­та­ми. R-эле­мент, а вме­сте с ним и эле­мен­тар­ный П., вы­да­ёт «1», ес­ли ли­ней­ная фор­ма пре­вы­ша­ет по­рог, ина­че на вы­хо­де бу­дет «–1». Вхо­ды пре­об­ра­зую­щих по­ро­го­вых эле­мен­тов со­еди­ня­лись с фо­то­эле­мен­та­ми слу­чай­но. П. пред­на­зна­чал­ся для ра­бо­ты в ре­жи­мах экс­плуа­та­ции и обу­че­ния. В ре­жи­ме экс­плуа­та­ции П. клас­си­фи­ци­ро­вал предъ­яв­лен­ные ему си­туа­ции; ес­ли из всех R-эле­мен­тов воз­бу­ж­дал­ся толь­ко Ri-эле­мент, то си­туа­ция от­но­си­лась к i-то­му клас­су. В ре­жи­ме обу­че­ния по по­сле­до­ва­тель­но­сти предъ­яв­ляе­мых для обу­че­ния при­ме­ров вы­ра­ба­ты­ва­лись ко­эф­фи­ци­ен­ты уси­ле­ния по­ро­го­вых R-эле­мен­тов. На П. «MARK-1» бы­ла про­ве­де­на се­рия экс­пе­ри­мен­тов по рас­по­зна­ва­нию букв ал­фа­ви­та и гео­мет­рич. об­ра­зов. На при­ме­ре од­но­слой­но­го П. Ро­зенб­лат­та час­то изу­ча­ют­ся осн. по­ня­тия и про­стые ал­го­рит­мы обу­че­ния ней­рон­ных се­тей.

Лит.: Ро­зенб­латт Ф. Прин­ци­пы ней­ро­ди­на­ми­ки. М., 1965; Мин­ский М., Пей­перт С. Пер­сеп­тро­ны. М., 1971; Вап­ник В. Н., Чер­во­нен­кис А. Я. Тео­рия рас­по­зна­ва­ния об­ра­зов. М., 1974.

Вернуться к началу