Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ЛЕТА́ЮЩАЯ ЛО́ДКА

Авторы: М. Ю. Куприков
Рис. 1. Характерные обводы летающей лодки: 1 – нос; 2 – борт; 3 – палуба; 4 – корма; 5 и 7 – поперечные реданы; 6 – межреданная часть днища; 8 – киль; 9 &ndas...

ЛЕТА́ЮЩАЯ ЛО́ДКА, гид­ро­са­мо­лёт, ниж­няя часть фю­зе­ля­жа ко­то­ро­го вы­пол­не­на в ви­де лод­ки. Соз­да­ние Л. л. вы­зва­но не­об­хо­ди­мо­стью уве­ли­че­ния га­ба­рит­ных раз­ме­ров гид­ро­са­мо­лё­тов с це­лью раз­ме­ще­ния пас­са­жи­ров и обо­ру­до­ва­ния. Раз­ли­ча­ют од­но­ло­доч­ную, двух­ло­доч­ную (ти­па ка­та­ма­ран) и ин­те­граль­ную схе­мы Л. л. (по­след­няя наи­бо­лее це­ле­со­об­раз­на для тя­жё­лых мно­го­це­ле­вых оке­ан­ских гид­ро­са­мо­лё­тов). По­ми­мо вы­со­ких аэ­ро­ди­на­мич. и взлёт­но-по­са­доч­ных ха­рак­те­ри­стик обыч­но­го са­мо­лё­та, Л. л. обес­пе­чи­ва­ет осн. мо­ре­ход­ные ка­че­ст­ва (пла­ву­честь, про­доль­ную и по­пе­реч­ную ос­той­чи­вость, глис­си­ро­ва­ние, управ­ляе­мость, не­по­то­п­ляе­мость и др.), т. е. воз­мож­ность экс­плуа­та­ции в ак­ва­то­ри­ях при оп­ре­де­лён­ных гид­ро­ме­тео­ро­ло­гич. ус­ло­ви­ях (ско­рость и на­прав­ле­ние вет­ра, фор­ма, вы­со­та и дли­на волн во­ды и др.). Л. л. при­да­ют плав­но­об­те­кае­мую, за­ост­рён­ную к но­су и кор­ме фор­му, от­ли­чаю­щую­ся ки­ле­ва­той фор­мой дни­ща (рис. 1), с рез­ко вы­ра­жен­ным вол­но­ре­зом в но­со­вой час­ти. На дни­ще лод­ки рас­по­ла­га­ют­ся по­пе­реч­ные ре­да­ны (ус­ту­пы на дни­ще Л. л. для сры­ва во­дя­но­го по­тока или струй), один – вбли­зи цен­тра инер­ции, дру­гой – в кор­мо­вой час­ти лод­ки. В це­лях по­вы­ше­ния мо­ре­ход­но­сти на но­со­вой час­ти дни­ща лод­ки ино­гда по­ме­ща­ют про­доль­ные ре­да­ны. Вслед­ст­вие вы­со­ко­го рас­по­ло­же­ния цен­тра инер­ции од­но­ло­доч­ная схе­ма не­ос­той­чи­ва в по­пе­реч­ной плос­ко­сти, по­это­му она снаб­жа­ет­ся дву­мя под­крыль­ны­ми по­плав­ка­ми или жаб­ра­ми (пла­сти­ны тра­пе­цие­вид­ной фор­мы, ко­то­рые кре­пят­ся к бор­там Л. л. в сред­ней час­ти, обес­пе­чи­вая по­пе­реч­ную ос­той­чи­вость). Для при­да­ния не­по­то­п­ляе­мо­сти объ­ём Л. л. раз­би­ва­ют во­до­не­про­ни­цае­мы­ми пе­ре­бор­ка­ми на гер­ме­тич­ные от­се­ки, по­зво­ляю­щие лод­ке со­хра­нять пла­ву­честь и ос­той­чи­вость при по­вре­ж­де­нии кон­ст­рук­ции и за­то­п­ле­нии отд. от­се­ков.

Рис. 2. Летающая лодка Бе-200.

В нач. 21 в. наи­бо­лее круп­ным и эф­фек­тив­ным гид­ро­са­мо­лё­том в ми­ре яв­ля­ет­ся мно­го­це­ле­вой са­мо­лёт-ам­фи­бия – Л. л. Бе-200 (Та­ган­рог­ский авиац. на­уч.-тех­нич. ком­плекс им. Г. М. Бе­рие­ва, пер­вый по­лёт 24.9.1998). Осн. лёт­но-тех­нич. ха­рак­те­ри­сти­ки: раз­мах кры­ла 32,78 м; дли­на са­мо­лё­та 32,05 м; вы­со­та са­мо­лё­та 8,9 м; макс. взлёт­ная мас­са с суши 37900 кг, с во­ды – 37200 кг; макс. по­лез­ная на­груз­ка (мас­са во­ды, при­нимае­мая в ба­ки) 12000 кг; ми­ним. высо­та сбро­са во­ды 40 м; ско­рость по­лё­та 710 км/ч; макс. даль­ность по­лё­- та 3600 км; макс. даль­ность по­лё­та с макс. по­лез­ной на­груз­кой 1400 км; дли­на раз­бе­га (су­ша/во­да) 700/1000 м; вы­со­та по­лё­та 8000 м; мо­ре­ход­ность 3 бал­ла; вы­со­та вол­ны до 1,2 м; обес­пе­чи­ва­ет пе­ре­воз­ку до 50 по­ст­ра­дав­ших. Л. л. Бе-200 (рис. 2) пред­на­зна­че­на для вы­пол­не­ния ши­ро­ко­го кру­га за­дач: ту­ше­ния по­жа­ров, ока­за­ния по­мо­щи в чрез­вы­чай­ных си­туа­ци­ях (по­ис­ка про­пав­ших без вес­ти и тер­пя­щих бед­ст­вие на во­де), гру­зо­вых и пас­са­жир­ских пе­рево­зок, а так­же для пат­ру­ли­ро­ва­ния тер­ри­то­ри­аль­ных вод.

Вернуться к началу