Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ЗАПРА́ВКА ТО́ПЛИВОМ В ПОЛЁТЕ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 266

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Б. Дуксин-Иванов

ЗАПРА́ВКА ТО́ПЛИВОМ В ПОЛЁТЕ, про­цесс пе­ре­да­чи то­п­ли­ва од­ним са­мо­лё­том (за­прав­щик) дру­го­му ЛА (за­прав­ляе­мый в по­лё­те). По­зво­ля­ет зна­чи­тель­но уве­ли­чить даль­ность бес­по­са­доч­но­го по­лё­та и ис­клю­ча­ет по­треб­ность в про­ме­жу­точ­ных опе­ра­тив­ных ба­зах при осу­ще­ст­в­ле­нии стра­те­гич. опе­ра­ций; при­ме­ня­ет­ся на бое­вых (ис­тре­би­те­ли и бом­бар­ди­ров­щи­ки) и во­ен.-транс­порт­ных са­мо­лё­тах, а так­же на вер­то­лё­тах не­ко­то­рых ти­пов. За­прав­ка в воз­ду­хе тре­бу­ет сла­жен­но­го взаи­мо­дей­ст­вия эки­па­жей обо­их ЛА (как пра­ви­ло, макс. ско­рость за­прав­щи­ка 960 км/ч, вы­со­та по­лё­та 10,6 км). Пер­вая З. т. в п. бы­ла про­из­ве­де­на в США в 1923 на са­мо­лё­тах «Де Хе­ви­ленд 4В». В СССР З. т. в п. впер­вые бы­ла осу­ще­ст­в­ле­на в 1933 (са­мо­лёт-раз­вед­чик Р-5 до­за­прав­лял­ся с бом­бар­ди­ров­щи­ка ТБ-1). С 1950–60-х гг. по­лу­чи­ла рас­про­стра­не­ние во мно­гих стра­нах.

Заправка топливом в полёте.

З. т. в п. осу­ще­ст­в­ля­ет­ся по ус­лов­но на­зы­вае­мым схе­мам «шланг-ко­нус» и «те­ле­ско­пи­че­ская штан­га». При за­прав­ке по схе­ме «шланг-ко­нус» из са­мо­лё­та-за­прав­щи­ка вы­пус­ка­ет­ся гиб­кий шланг, на кон­це ко­то­ро­го ук­ре­п­ле­но те­ло ко­нич. фор­мы (для ста­би­ли­за­ции шлан­га в по­лё­те и осу­ще­ст­в­ле­ния кон­так­та с при­ём­ной штан­гой за­прав­ляе­мо­го ЛА). Кон­так­ти­ро­ва­ние осу­ще­ст­в­ля­ет лёт­чик за­прав­ляе­мо­го ЛА, при­бли­жа­ясь к са­мо­лё­ту-за­прав­щи­ку с от­но­си­тель­ной ско­ро­стью 1–2 м/с до кон­так­та штан­ги с ко­ну­сом; дли­на шлан­га 20–28 м; штан­га фик­си­ру­ет­ся в ко­ну­се зам­ка­ми, сра­ба­ты­ва­ет за­пор­ное уст­рой­ст­во и на­чи­на­ет­ся про­цесс пе­ре­да­чи то­п­ли­ва за­прав­ляе­мо­му са­мо­лё­ту. З. т. в п. по схе­ме «шланг-ко­нус» име­ет 2 осн. ва­ри­ан­та ком­по­нов­ки аг­ре­га­тов: встро­ен­ный (обо­ру­до­ва­ние раз­ме­ща­ет­ся в фю­зе­ля­же за­прав­щи­ка) и под­вес­ной (обо­ру­до­ва­ние раз­ме­ща­ет­ся под кон­со­ля­ми кры­ла или на фю­зе­ля­же за­прав­щи­ка). Сис­те­ма за­прав­ки с под­вес­ны­ми аг­ре­га­та­ми обес­пе­чи­ва­ет пе­ре­кач­ку 1000–4600 л/мин, встро­ен­ные сис­те­мы за­прав­ки – 1500–3000 л/мин.

Сис­те­ма за­прав­ки «те­ле­ско­пи­че­ская штан­га» раз­ме­ща­ет­ся ста­цио­нар­но на спе­циа­ли­зир. са­мо­лё­тах-за­прав­щи­ках, ос­но­ва­на на ис­поль­зо­ва­нии жё­ст­кой те­ле­ско­пич. штан­ги дли­ной до 17 м, шар­нир­но за­кре­п­лён­ной од­ним кон­цом на фю­зе­ля­же за­прав­щи­ка. Опе­ра­тор, на­хо­дя­щий­ся на са­мо­лё­те-за­прав­щи­ке, мо­жет управ­лять (в оп­ре­де­лён­ных пре­де­лах) по­ло­же­ни­ем штан­ги и на­во­дить на­ко­неч­ник штан­ги на гор­ло­ви­ну при­ём­ни­ка то­п­ли­ва на за­прав­ляе­мом ЛА. При за­прав­ке по этой схе­ме ЛА под­хо­дит к за­прав­щи­ку, вы­дер­жи­вая оп­ре­де­лён­ную дис­тан­цию и при­ни­же­ние, стро­го со­хра­няя своё ме­сто в строю в про­цес­се кон­так­ти­ро­ва­ния и за­прав­ки то­п­ли­вом. Сис­те­ма за­прав­ки это­го ти­па обес­пе­чи­ва­ет пе­ре­кач­ку то­п­ли­ва с по­да­чей 4000–6000 л/мин. При­ме­ня­ет­ся так­же гиб­рид­ная схе­ма, ко­гда на кон­це те­ле­ско­пич. штан­ги ус­та­нав­ли­ва­ет­ся гиб­кий шланг с ко­ну­сом-дат­чи­ком.

В Рос­сии раз­ра­бо­та­ны уни­фи­цир. под­вес­ные аг­ре­га­ты за­прав­ки (УПАЗ), раз­ме­щён­ные на са­мо­лё­тах-за­прав­щи­ках и на при­ём­ных уст­рой­ст­вах за­прав­ляе­мых ЛА; адап­ти­ро­ва­ны к аг­ре­га­там за­прав­ки для за­ру­беж­ных са­мо­лё­тов. Напр., для са­мо­лё­та-за­прав­щи­ка Ил-78 (Ил-78М) ус­та­нав­ли­ва­ют­ся 2 аг­ре­га­та под крыль­я­ми для до­за­прав­ки «лёг­ких» са­мо­лё­тов (Су-24М и др.) и один на ле­вой хво­сто­вой сто­ро­не фю­зе­ля­жа для до­за­прав­ки «тя­жё­лых» са­мо­лё­тов (ТУ-160, ТУ-95МС, А-40, А-50, Ил-80 и др.). УПАЗ пред­став­ля­ет со­бой ав­то­ном­ную гон­до­лу, ко­то­рая под­ве­ши­ва­ет­ся к са­мо­лё­ту-за­прав­щи­ку че­рез пе­ре­ход­ную бал­ку с по­мо­щью уни­фи­цир. уз­ла разъ­ё­ма ком­му­ни­ка­ций.

Вернуться к началу