Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

БОРТОВО́Й ВЫЧИСЛИ́ТЕЛЬНЫЙ КО́МПЛЕКС

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 67-68

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Шилов

БОРТОВО́Й ВЫЧИСЛИ́ТЕЛЬНЫЙ КО́М­ПЛЕКС, со­во­куп­ность ап­па­рат­но-про­грамм­ных средств, обес­пе­чи­ваю­щих ав­то­ма­ти­за­цию ин­фор­ма­ци­он­ных и управ­ляю­щих про­цес­сов на бор­ту объ­ек­та в ре­жи­ме ре­аль­но­го вре­ме­ни. Раз­ме­ща­ет­ся на ЛА (кос­мич. ко­раб­лях, са­мо­лё­тах, вер­то­лё­тах), а так­же на мор­ских су­дах, на­зем­ных (во­ен­ных, ж.-д. и др.) транс­порт­ных сред­ст­вах с це­лью ре­гу­ли­ро­ва­ния ра­бо­ты дви­га­те­лей, об­ра­бот­ки сиг­на­лов ра­дио­ло­ка­ци­он­ной стан­ции, ре­ше­ния за­дач на­ви­га­ции, вы­ве­де­ния объ­ек­та на цель, кон­тро­ля и управ­ле­ния ра­бо­той бор­то­вой ап­па­ра­ту­ры, ор­га­ни­за­ции се­ан­сов свя­зи и др.

Пер­вые в СССР Б. в. к., реа­ли­зуе­мые с при­ме­не­ни­ем дис­крет­ных ком­по­нен­тов, по­яви­лись в нач. 1960-х гг. на ЛА и за­ме­ни­ли ана­ло­го­вые вы­чис­ли­те­ли. В Б. в. к. вто­ро­го по­ко­ле­ния (сер. 1970-х гг.) при­ме­ня­лись ин­те­граль­ные схе­мы, эле­мен­ты со­вме­ще­ния опе­ра­ций, но струк­ту­ра ос­та­ва­лась де­тер­ми­ни­ро­ван­ной и труд­но­мо­дер­ни­зи­руе­мой. Ин­те­граль­ные схе­мы по­зво­ли­ли по­вы­сить бы­ст­ро­дей­ст­вие Б. в. к. в сот­ни раз при од­но­временном сни­же­нии в де­сят­ки раз энер­го­по­треб­ле­ния и мас­сы. Для Б. в. к. третье­го по­ко­ле­ния (нач. 1980-х гг.) раз­ра­бо­та­ны ие­рар­хич. па­мять, мо­дуль­ная ор­га­ни­за­ция ар­хи­тек­ту­ры, ме­ха­низ­мы за­щи­ты ин­фор­ма­ции от не­санк­цио­ни­ров. дос­ту­па. Со­вер­шен­ст­во­ва­ние мик­ро­про­цес­со­ров в кон. 1980-х – нач. 1990-х гг. по­зво­ли­ло под­нять в десят­ки раз бы­ст­ро­дей­ст­вие бор­то­вых ЭВМ.

Со­вре­мен­ный Б. в. к. (кон. 1990-х гг.) пред­став­ля­ет со­бой се­те­вую струк­ту­ру с мно­го­ма­шин­ной и мно­го­уров­не­вой ор­га­ни­за­ци­ей об­ра­бот­ки дан­ных и вы­чис­ле­ний. Со­сто­ит из центр. ЭВМ, пред­на­зна­чен­ной для ком­плекс­но­го управ­ле­ния бор­то­вы­ми сис­те­ма­ми, взаи­мо­дей­ст­вия с эки­па­жем, и тер­ми­наль­ных ЭВМ, ко­то­рые слу­жат для по­лу­че­ния, об­ра­бот­ки и вы­да­чи ин­фор­ма­ции от дат­чи­ков и ап­па­ра­ту­ры. Центр. ЭВМ, по­ми­мо стан­дарт­ных бло­ков и про­грамм­но­го обес­пе­че­ния, вклю­ча­ет опе­ра­ци­он­ную сис­те­му ре­аль­но­го вре­ме­ни, про­грам­мы тес­то­во­го кон­тро­ля ап­па­ра­ту­ры, на­ви­га­ции, реше­ния бое­вых за­дач, гра­фич. изо­браже­ния, ин­ди­ка­ции, управ­ле­ния дви­же­ни­ем объ­ек­та и др. Та­кая струк­ту­ра обес­пе­чи­ва­ет как со­пря­же­ние и об­мен ин­фор­ма­ци­ей ЭВМ с бор­то­вой ап­па­рату­рой, так и взаи­мо­дей­ст­вие ма­шин ме­ж­ду со­бой. Ар­хи­тек­ту­ра Б. в. к. по­зво­ля­ет соз­да­вать разл. кон­фи­гу­ра­ции мно­го­ма­шин­ных ком­плек­сов за­дан­ной про­из­во­ди­тель­но­сти и на­дёж­но­сти, про­во­дить за­ме­ну от­ка­зав­ших бло­ков и уст­ройств без пре­ры­ва­ния вы­чис­лит. про­цес­са. Б. в. к. дол­жен со­от­вет­ст­во­вать оп­ре­де­лён­ным тре­бо­ва­ни­ям: по ог­ра­ни­че­нию мас­со­га­ба­рит­ных ха­рак­те­ри­стик, по­треб­ляе­мой мощ­но­сти, по­вы­шен­ной на­дёж­но­сти функ­цио­ни­ро­ва­ния, ус­той­чи­во­сти к ши­ро­ко­му диа­па­зо­ну внеш­них воз­дей­ст­вий (ме­ха­нич., кли­ма­тич., ра­диа­ци­он­ных и др.).

Ар­хи­тек­ту­ра пя­то­го по­ко­ле­ния Б. в. к. ещё окон­ча­тель­но не оп­ре­де­ле­на. Пред­по­ла­га­ет­ся на­ли­чие в струк­ту­ре уни­фици­ров. ин­тер­фей­сов, мо­ду­лей ин­тел­лек­ту­аль­ных про­цес­со­ров, спо­соб­ных к адап­та­ции и обу­че­нию, а так­же раз­витых опе­ра­ци­он­ных сис­тем и тех­нич. средств под­держ­ки про­грамм.

Лит.: Мик­рин Е. А. Бор­то­вые ком­плек­сы управ­ле­ния кос­ми­че­ски­ми ап­па­ра­та­ми и про­ек­ти­ро­ва­ние их про­грамм­но­го обес­пе­че­ния. М., 2003; Бра­нец В., Са­ми­тов Р.  Бор­то­вые ком­пь­ю­те­ры в пи­ло­ти­руе­мой кос­мо­нав­ти­ке // Авиа­па­но­ра­ма. 2003. № 2.

Вернуться к началу