Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

БИПЛА́Н

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 541-542

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. А. Курочкин
Многоцелевой самолёт-биплан Ан-2.

БИПЛА́Н (от би… и лат. planum – плос­кость), са­мо­лёт с дву­мя не­су­щи­ми по­верх­но­стя­ми (крыль­я­ми), рас­по­ло­жен­ны­ми од­на над дру­гой. Пер­вый са­мо­лёт-Б. «Флай­ер-1» (1903) соз­дан бр. Райт. Схе­ма Б. бы­ла ши­ро­ко рас­про­стра­не­на до нач. 1930-х гг. Б. име­ли не­боль­шую ско­рость по­лё­та (до 120–150 км/ч), но от­ли­ча­лись хо­рошей ма­нёв­рен­но­стью (осо­бен­но на ви­ра­жах) и мог­ли взле­тать и при­зем­лять­ся прак­ти­че­ски на лю­бых ров­ных пло­щад­ках. Б. бы­ли бом­бар­ди­ров­щик «Илья Му­ро­мец» И. И. Си­кор­ско­го, учеб­ный са­мо­лёт По-2 Н. Н. По­ли­кар­по­ва и др. К чис­лу наи­бо­лее удач­ных кон­ст­рук­ций от­но­сит­ся мно­го­це­ле­вой са­мо­лёт Ан-2 О. К. Ан­то­но­ва, соз­дан­ный в 1947 и вы­пус­кав­ший­ся ок. 40 лет. В 1920–30-х гг. на Б. ус­та­нов­ле­но неск. ми­ро­вых ре­кор­дов вы­со­ты, один из них – на ис­тре­би­те­ле И-15 Н. Н. По­ли­кар­по­ва (14575 м, лёт­чик В. К. Кок­ки­на­ки, 1935). С кон. 1930-х гг. пред­поч­те­ние от­да­но сво­бод­но­не­су­щим мо­но­пла­нам, имев­шим мень­шее ло­бо­вое со­про­тив­ле­ние, что обес­пе­чи­ло уве­ли­че­ние ско­ро­сти по­лё­та. С нач. 1950-х гг. Б. ис­поль­зу­ют­ся край­не ред­ко, гл. обр. в с.-х. и спор­тив­ной авиа­ции.

Вернуться к началу